Об авторе Публикации
В ПОИСКАХ ПРОПАВШИХ КОЛЕН ИЗРАИЛЯ

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

для любознательных

Книга подошла к концу, однако у автора осталось ощущение, что ее хорошо бы дополнить разными событиями и судьбами, которые – при внимательном рассмотрении – могут иметь отношение к нашей теме. Да и, честно говоря, жаль расставаться с тем, к чему прикипел за годы собирания материалов и работы над книгой "Тайны пропавших колен Израиля".


АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ

Созвездия благоволили, не иначе, к этому человеку, который прошел по миру со своим войском и никогда не знал поражения. Такая судьба кому угодно вскружит голову, и Александр Великий не избежал этого; утверждали даже, будто он повелел жителям Греции, чтобы провозгласили его богом. В ответ на это они вынесли постановление: "Если Александру угодно быть богом, пусть будет".

За свою недолгую жизнь он сумел покорить гигантские территории Балкан, Египта, Кавказа, Средней Азии, Индии, и Первая книга Макавеев повествует об этом такими словами: "…Александр, сын Филиппа, Македонянин… прошел до пределов земли, взял добычу от множества народов; и умолкла земля перед ним, и он возвысился, и вознеслось сердце его…"

Греческий историк Плутарх приписывал Александру "быстроту ног", "самообладание и целомудрие"; он "был равнодушен к лакомствам и изысканным блюдам", "славой дорожил больше, чем жизнью и царской властью", "в боях подвергал себя множеству опасностей и получил несколько тяжелых ранений"; всю свою жизнь, "как коротка она ни была, Александр сумел заполнить многочисленными и великими подвигами… и если ставил перед собой какую-либо цель, удержать его было невозможно… Он побеждал всех, а вино и гнев побеждали его…"

Многочисленные средневековые хроники сообщали доверчивым читателям, что Александр одолел василиска, дыханием сокрушающего скалы, едва не погиб от наипрелестнейшей девы, вскормленной ядом, опустился в морские глубины в стеклянном бочонке, победил в пустыне гигантских муравьев, перешел море, не замочив ног, пытался преодолеть Горы мрака, затворил за железной стеной нечестивые народы Гога и Магога, вопросил дерево-оракул, предсказавшее скорую его смерть… – но почему мы заговорили о нем? Какое отношение этот человек имеет к нашим рассказам?..

В 332 году до новой эры Александр Македонский прошел со своим войском через Самарию и Иудею, не встретив никакого сопротивления, за исключением города Газы, который он взял после осады и срыл до основания. В книге "Иудейские древности" Иосиф Флавий привел легендарный рассказ о том, как первосвященник вышел навстречу полководцу, окруженный служителями Храма и жителями Иерусалима.

Увидев его, Александр сошел с коня и преклонил колени перед первосвященником. "Как же так? – изумились его приближенные. – Тебе поклоняются все цари, а ты поклонился этому иудею?.." Александр ответил на это: "Я поклонился не ему, но его Богу. Я видел во сне этого человека, когда замышлял поход на Азию; он посоветовал мне не медлить, но смело переправляться через Геллеспонт. При этом он обещал быть руководителем моего похода и даровать господство над персами".

После этого Александр вошел в Иерусалимский Храм, принес жертву Всевышнему, а затем разрешил евреям сохранять свои законы и освободил от платежа податей за каждый седьмой год (ибо каждый седьмой год иудеи не обрабатывали землю, и она пребывала в субботнем покое).

Предание повествует, будто Александр Македонский пожелал, чтобы ему воздвигли статую в Иерусалиме. На это первосвященник ответил: "Любой памятник не устоит в веках и разрушится. За твою доброту к иудеям поступим иначе: дадим нашим сыновьям, которые родятся в этом году, имя Александр; от них это имя перейдет к их внукам, к внукам внуков, – это и станет твоим нерукотворным памятником" (по этой причине, как уверяют, имя Александр – Сендерл существует у евреев по сей день).

Об Александре Македонском есть упоминания в Талмуде. Сказано там: однажды полководец подошел к вратам рая и получил в подарок черепную кость. Вернувшись домой, царь повелел взвесить ее, и кость, к его изумлению, перевесила множество золота и серебра на другой чаше весов. Мудрецы посоветовали присыпать кость горсткой пыли, после чего она стала такой легкой, что ее перевесило даже перышко. Александр очень удивился, но ему разъяснили: эта кость – вместилище человеческого глаза, ненасытного в жадности своей; чем больше глаз видит, тем больше желает, пока земля не засыпет его в могиле.

Однажды Александр Македонский решил пойти в землю Африканскую, но советники предупредили его: "Это невозможно сделать: дорога в те края преграждена Горами мрака". Однако Александр отправился туда, увидел по пути реку Самбатион, попал в страну, где жили одни лишь женщины, и объявил им войну. На это они ответили: "Если ты нас завоюешь, все скажут: подумаешь, справился с женщинами. Если же мы разобьем твое войско, то про тебя станут говорить: вот царь, которого победили женщины".

Александр не стал с ними воевать, а попросил, чтобы снабдили его войско хлебом. Женщины принесли хлеб, яблоки, гранаты из золота, и удивленный Александр воскликнул: "Разве в вашей стране едят золото?" На это они ответили: "Если тебе нужен простой хлеб, зачем ты пришел сюда? Разве в твоем царстве нет хлеба?" Говорят, великий полководец повелел начертать на городских воротах: "Я, Александр Македонский, был царем-глупцом, пока не пришел в землю Африканскую и не поучился мудрости у женщин".

И еще рассказ про великого полководца – невозможно упустить.

Однажды Александр Македонский пригласил к себе еврейских мудрецов, задавал им вопросы, а они на них отвечали. "Кто заслуживает звания мудреца?" Ответили они: "Тот, кто предвидит будущее". – "Кого можно назвать богатырем?" – "Того, кто побеждает свои страсти". – "Что делать человеку, чтобы жить?" – "Приучать себя к умеренности". – "Что делать человеку, чтобы умереть?" Ответили на это: "Жить".


Повод для размышления.

На Востоке Александр Македонский повстречал "нагих мудрецов", "богатых бедностью", которые жили мирно и не имели оружия. Сказал им: "Просите что хотите, и дам вам это". Попросили: "Дай нам бессмертие". – "Я смертный, – сказал Александр – Как же смогу дать вам бессмертие? Это не во власти живущих". – "Если ты смертный, то зачем совершаешь столько зла, блуждая по миру?"


"ИУДЕЙСКИЙ ПАПА"

В середине одиннадцатого века некий богатый итальянский еврей принял христианство и женился на девушке из знатной семьи. Его правнука звали Пиетро Пиерлеоне; он учился в Париже, имел доступ ко двору французского короля, вступил в монашеский орден и принял участие в избрании очередного римского папы, за что тот возвел его в сан кардинала.

В 1130 году Пиетро Пиерлеоне был избран своими сторонниками римским папой и стал именоваться Анаклет II, но в то же самое время его противники избрали еще одного папу – Иннокентия II. Анаклет II продержался на папском престоле в Ватикане восемь лет, а его противники не могли примириться с тем, что предки папы римского были евреями. "К стыду христиан, – писали тогда, – человек еврейского происхождения занял трон святого Петра".

У него была кличка "Judaeopontifex" – "иудейский папа"; говорили, что он рожден от кровосмесительного брака, обвиняли даже в обкрадывании церквей и часовен. Но несмотря на это, Анаклет II оставался в Ватикане до самой смерти; лишь затем его соперник смог вернуться в Рим, а католическая церковь признала Анаклета "антипапой".

"Иудейский папа" хорошо относился к евреям; его запомнили надолго, а потому в Средние века появились популярные еврейские легенды, в которых он выступает под именем папы Андрея. У этих легенд немало вариантов, и вот один из них.

Жил некогда мудрый еврей, и был у него сын Эльханан. Ребенком его похитил некий христианин, окрестил, и Эльханан – благодаря своим способностям – стал со временем кардиналом, а затем и папой Андреем. Ему поклонялись цари и князья, его могущество распространялось на полмира, но папа не находил покоя; он желал узнать про свое происхождение и угрожал подчиненным жестокими карами, если они не выяснят, кто же его родители.

Наконец ему открыли тайну похищения, и папа римский приказал доставить в Ватикан старика-отца. Тот перечислил имена своих детей, указал на их приметы, после чего папа Андрей открылся отцу и выразил желание вернуться к вере предков. С вершины башни (не забудьте, что это легенда) папа обратился с речью к собравшимся, отрицая догматы христианской веры, затем бросился вниз и погиб, а его отец написал поэму, где изложил историю жизни сына Эльханана – папы римского.

У этой легенды существуют и иные варианты. В одном из них папа Андрей приглашает к себе отца; они садятся играть в шахматы, и отец узнает сына по шахматному ходу, которому он обучил его в детстве. В другом варианте отец узнает сына по родимому пятну на лице. Третий вариант: папа Андрей не бросается с башни и не погибает, но тайно удаляется в немецкий город Майнц, где становится правоверным евреем, а в Ватикане о нем ничего больше не знают.

Как бы там ни было, какая бы легенда ни попала вам в руки, факт остается фактом: с 1130 по 1138 год папский престол в Ватикане занимал Анаклет II, "иудейский папа", предки которого были евреями.


ЖИДОВСТВУЮЩИЕ

В православной России не было инквизиции, однако в начале шестнадцатого века там тоже горели костры.

Всё началось с того, что в 1471 году в вольный город Новгород приехал из Киева ученый иудей Схария; о нем сказано в русских источниках, что он изучил астрологию, чернокнижие и всякие чародейства. Схария, по всей видимости, повлиял своими доводами на местных священников Алексея и Дионисия, которые и до него задумывались над основами своей веры, и "прельстил их в жидовство".

Эти священники приняли иудаизм вместе со своими семействами; Алексей получил новое имя Авраам, которое держал в тайне, его жена – имя Сарра. Затем Схария уехал из Новгорода, но "ересь жидовствующих" распространялась в городе и без его помощи. Алексей и Дионисий вскоре переехали в Москву; их сторонниками стали влиятельные люди при дворе Ивана III, который подпал под влияние еретиков и "склонял слух" к ереси.

Новгородский архиепископ потребовал сурово наказать "мудрствующих по-жидовски" – по примеру испанской инквизиции, с помощью которой "шпанский король землю свою очищал". Из приговора церковного собора следует, что жидовствующие не признавали Иисуса Христа сыном Божьим и Мессией, отвергали Святую Троицу и монашество, не почитали крест, иконы и святых с чудотворцами, признавали лишь единого Бога – "Творца неба и земли", чтили "субботу паче воскресения Христова" и отмечали еврейский праздник Песах.

Кончилось тем, что в Москве, в декабре 1504 года, всенародно сожгли в деревянных клетках трех главных еретиков, "злых врагов истинной веры" – для искоренения "ереси жидовствующих". Еретиков жгли и в Новгороде, многих сослали в монастыри, заточили по тюрьмам, предали церковному проклятию "сатанино воинство" и тем самым утвердили "христианскую веру, поколебавшуюся и изнемогшую от еретических учений".

С тех пор "ересь жидовствующих" не проявлялась открыто в России сотни лет, но в начале девятнадцатого века насчитали в стране около 20 000 жидовствующих; это оказались, в основном, крестьяне внутренних губерний России, вне черты оседлости, где евреев практически не было.


Повод для удивления.

В 1490 году, в разгар "ереси жидовствующих", приехал в Москву из Венеции еврей Леон Жидовин – первый врач из Европы‚ лейб-медик великого князя Ивана III. Но вскоре ему отрубили голову, так как не смог вылечить княжеского сына; в то время верили в непогрешимость медицины и в плохих результатах лечения усматривали вину одного только врача.


ЙОСЕФ НАСИ

В 1554 году приехал в Турцию Жуан Мигес‚ сын насильно крещенного еврея из Португалии; в Стамбуле он прошел обряд обрезания и получил новое имя – Йосеф Наси. Это был государственный деятель, дипломат и финансист‚ оказавший немалое влияние на внешнюю и внутреннюю политику Турции. Он даже организовал экономический бойкот итальянского порта Анкона – после того, как там отправили на костер группу тайных евреев.

Йосеф Наси был личным другом и доверенным лицом султана Селима II; тот подарил ему большой остров Наксос и группу малых островов в Эгейском море‚ даровал титул герцога Наксосского‚ а потому он подписывал документы как полноправный правитель: "Мы‚ Йосеф Наси‚ Божьей милостью герцог Наксосский‚ правитель Андроса‚ Сароса и прочая…"

В 1560 году он получил разрешение султана отстроить разрушенную Тверию на берегу озера Кинерет‚ поселить евреев в городе и в окрестных деревнях‚ стать полноправным правителем того района. Это известие произвело огромное впечатление на современников; французский посол в Стамбуле докладывал в Париж‚ что "Йосеф Наси будет царем евреев".

Йосеф Наси отправил в Тверию своего представителя‚ который восстановил городские стены‚ выстроил дома‚ насадил сады и виноградники; возле города начали посадку тутовых деревьев для разведения шелковичных червей и производства шелка‚ из Испании привезли мериносовых овец для изготовления шерстяных тканей.

Йосеф Наси выпустил воззвание к евреям мира‚ призывая "оставить страны рассеяния" и поселиться в Тверии‚ чтобы заниматься земледелием и ремеслами, – не видел ли он в своих мечтах начало возрождения Эрец Исраэль и возвращение потомков пропавших колен?.. Это воззвание нашло отклик в еврейских общинах; итальянские евреи сообщали: "Господин наш Йосеф… избран Всевышним‚ чтобы сотворить чудо нашего избавления… ибо предание гласит‚ что возврат в страну предков начнется с Тверии".

Евреи из разных стран стекались в Тверию; она стала процветающим городом‚ одним из центров еврейской духовной жизни. Среди прочих отправились в путь евреи из города Пезаро в Италии; 102 человека сели на корабль в Венеции‚ но в море их захватили мальтийские пираты и всех продали в рабство.

Мусульмане и христиане препятствовали еврейскому заселению Тверии, и некий шейх даже уверял: "Если Тверия будет отстроена‚ погибнет ислам". Постепенно Йосеф Наси потерял влияние при дворе султана; заселение Тверии прекратилось‚ после чего окрестное население напало на евреев‚ владельцев садов и виноградников‚ и те бежали оттуда.


РАББИ ИЕГУДА ГЕ–ХАСИД

Этот человек жил в Литве, и в синагогах‚ со свитком Торы в руках‚ призывал к покаянию‚ плачу и непрерывным постам‚ дабы ускорить пришествие Мессии. В 1699 году‚ под влиянием его проповедей‚ десятки семей отправились в путь через Польшу‚ Моравию и немецкие земли‚ чтобы попасть в Иерусалим и дождаться там прихода избавителя. Они шли пешком‚ останавливались в городах и местечках‚ а их предводитель рабби Иегуда‚ одетый в белый саван‚ бил себя в грудь‚ рыдал‚ призывал к духовному очищению для скорого избавления гонимого народа.

В пути к ним присоединялись одиночки‚ целые группы‚ их количество возросло до 1300 человек: это было первое организованное переселение европейских евреев‚ которые шли на Святую Землю для встречи со своим избавителем. Шли мужчины‚ шли женщины и дети‚ побросав всё имущество‚ навсегда прощаясь с обжитым местом‚ – только тяжкая‚ беспросветная‚ неприкаянная жизнь могла подтолкнуть на такое шествие отчаявшихся и измученных людей.

Путь был долог‚ труден и опасен; около пятисот человек погибли в дороге‚ а остальные‚ преодолев расстояния и препятствия‚ в октябре 1700 года попали наконец в Иерусалим. Но через несколько дней рабби Иегуда внезапно умер‚ не выдержав‚ очевидно‚ долгого пути‚ а остальные бедствовали и жили подаянием. Они рассылали послания с просьбой о помощи‚ "чтобы могли мы и впредь молиться пред Небесными вратами. Если же‚ не дай Господь‚ не останется ни одного еврея на Святой Земле‚ как же поднимется к Небесам ваша молитва‚ живущие в рассеянии?"

Одни из последователей рабби Иегуды ушли в Польшу и Турцию‚ а другие остались в Иерусалиме‚ где приобрели участок земли и построили синагогу. Жизнь была тяжкой‚ почти невыносимой; турецкий правитель обложил большим налогом общину европейских евреев в Иерусалиме‚ – чтобы выплатить его‚ они заняли деньги у арабских ростовщиков. Возвращать долг было нечем‚ и в 1720 году арабы во главе с кредиторами ворвались в еврейский квартал‚ разрушили ту синагогу‚ сожгли свитки Торы‚ отняли участок земли‚ а евреев-ашкеназов изгнали из города. Выходцы из Европы тайно жили в Иерусалиме и надевали одежды сефардских евреев‚ чтобы их нельзя было распознать; лишь через сто лет ашкеназские евреи получили разрешение вернуться в Иерусалим и основать там свою общину.

У этой истории есть продолжение. В 1811 году приехал из Литвы раввин Авраам Шломо Залман Цореф‚ по профессии ювелир. Он стал одним из руководителей общины ашкеназов в Иерусалиме и несколько раз ездил в Стамбул‚ чтобы получить разрешение на владение заброшенным участком земли‚ где располагалась когда-то синагога рабби Иегуды ге-Хасида.

Его потомки рассказывали: рабби Шломо Цореф и рабби Авраам Лейб отправились на корабле в Стамбул с большой суммой денег. Во время плавания матросы напали на них‚ чтобы ограбить‚ но рабби Шломо поднял свой посох‚ очертил линию вокруг матросов‚ и те не могли сдвинуться с места.

Сказал ему капитан корабля: "Вижу я‚ ты святой человек; освободи моих людей‚ и я обещаю тебе‚ что ничего с вами не случится". Ответил рабби Шломо: "Если пообещаешь‚ что в будущем ни с одним евреем на борту твоего корабля не случится плохое‚ – выполню просьбу". Капитан пообещал это‚ рабби Шломо освободил матросов, а после спасения от опасности решили рабби Шломо и рабби Авраам Лейб породниться по возвращении‚ женить внука одного на внучке другого‚ – так оно и произошло.

В конце концов‚ рабби Шломо получил разрешение на владение участком; арабы‚ потерявшие землю‚ решили отомстить и убили его в 1851 году. На том участке евреи вскоре построили самую величественную синагогу в Иерусалиме; ее народное название "Хурва" ("Развалины") – в память об уничтоженной синагоге рабби Иегуды ге-Хасида.


Повод для размышления.

В 1948 году, во время войны Израиля за независимость, арабы захватили Старый город Иерусалима, изгнали оттуда евреев и взорвали синагогу "Хурва". В начале двадцать первого века ее отстроили в прежнем виде.


ОПОНЬСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Каждому народу – свои надежды.

Евреи мечтали разыскать пропавшие колена Израиля, что жили – в их мечтах – в независимых государствах, под властью своих царей, в покое, уважении и достатке.

Европейцы пересказывали легенду о богатом и могущественном христианском государстве во главе с "добрым христианином Иоанном", которому подчинялись многие народы и страны.

В конце восемнадцатого века князь М. Щербатов сочинил роман "Путешествие в землю Офирскую", первую утопию на русском языке. Жители идеального Офирского царства устранили все недостатки и благоденствуют под властью правителей, которые стараются "соделать счастливыми подчиненных им людей"; религия и образование служат охранению порядка и спокойствия в государстве, священнослужители являются чинами полиции, а народ той страны "чтит добродетель, потом закон, а после – царя и вельмож".

У российских старообрядцев существовала своя мечта – уйти от преследования властей далеко на восток, через Сибирь и Китай, к берегам "окияна-моря", в Опоньское (японское) государство, где на семидесяти островах располагается легендарное Беловодье – райская страна, в которой живут праведники и нет гонений на их веру.

В Беловодье – как рассказывали "очевидцы" – было сорок православных храмов, патриарх и митрополиты, хранившие "древнее благочестие"; "в тамошних местах татьбы и воровства, и прочих противных закону не бывает… злата и серебра несть числа… а оные опонцы в землю свою никого не пущают и войны ни с кем не имеют".

В девятнадцатом веке объявился в России некий Аркадий, назвавший себя епископом из "Славяно-беловодского царства": "царь там христианский… Григорий Владимирович, царицу же звали Глафира Осиповна". Аркадий (Антон Пикульский) стал основателем Беловодской иерархии – одной из ветвей старообрядческой церкви.


Повод для удивления.

В девятнадцатом веке группы староверов с Алтая с женами и детьми пошли через Китай и Индию в поисках Беловодья, испытывая в пути невероятные лишения, умирая от голода и болезней. В 1923 году – уже при советской власти – старообрядцы с Алтая вновь оправились на восток на поиски беловодского царства.


МАЛЫЕ ПУРИМЫ

Всем, должно быть, известно, что в праздник Пурим евреи читают Книгу Эстер – о том, как злодей Аман, подлый и коварный, задумал погубить еврейский народ. Всё в конце концов закончилось благополучно, Амана повесили, – однако не каждый, очевидно, знает, что существуют и малые Пуримы, которые праздновали и празднуют еврейские общины или семьи в память об освобождении от опасностей, преследований и гонений.

Первый пример.

Немецкие ремесленники, недовольные конкуренцией, решили изгнать евреев из Франкфурта-на-Майне, – во главе их стоял некий Винцент Фетмильх, который называл себя "новым Аманом".

Погром начался 22 августа 1614 года. Толпа ремесленников во главе с Фетмильхом бросилась на штурм еврейского квартала; его жители защищались с оружием в руках, однако отступили перед многочисленным противником. На другой день Фетмильх велел всем евреям уйти из города, и 1380 человек покинули Франкфурт-на-Майне. "Они вышли, – свидетельствовал очевидец, – радостные и вздыхающие. Радовались тому, что остались в живых, и вздыхали оттого, что лишились всего".

Через полтора года евреи вернулись во Франкфурт-на-Майне по приказу императора – в сопровождении войска, под барабанный бой и трубные звуки. Погромщиков наказали, Фетмильха казнили, и части его тела развесили на четырех концах города. Дом Фетмильха срыли, а на том месте поставили позорный столб с описанием его казни.

В память избавления от "нового Амана" еврейская община Франкфурта-на-Майне учредила ежегодный праздник под названием Пурим-Винцент.

Пример второй.

В 1731 году жил в одном из городков Чехии еврей Давид Брандейс, и была у него бакалейная лавка. Однажды в эту лавку пришла христианская девушка, дочь переплетчика, купила повидло из слив, и вскоре вся ее семья заболела, а переплетчик скончался через несколько дней.

Давида Брандейса обвинили в умышленной продаже христианам отравленной пищи, однако суд разобрался во всем и признал его невиновность. Давид описал то событие в специальном свитке и обязал своих потомков "читать этот свиток ежегодно в десятый день месяца адар", празднуя чудесное спасение.

Этот праздник семьи назывался Пурим-повидл.


ХРУСТАЛЬНЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК

Жил на свете некий еврей-бедняк, которого пригласили однажды в богатый дом. Его хозяева были известны не только своим гостеприимством, но и весьма интересным обычаем. Они накрывали стол, угощали неимущих, и каждый бедняк мог взять после обеда какую-нибудь дорогую вещь из этого дома.

Итак, наш бедняк, который, надо сказать, не отличался большим умом, сидел за столом, наслаждался вкусной едой и размышлял над тем, как бы унести с собой что-нибудь очень дорогое. Он внимательно следил за происходящим и заметил одну особенность: всякий раз, когда хозяину что-либо требовалось, он звонил в хрустальный колокольчик, – тут же появлялись слуги и выполняли любое его желание. После обеда хозяин спросил, что он хочет получить в подарок, и наш бедняк ответил:

– Дайте мне колокольчик.

Вернувшись домой, он стал приглашать на пир каждого встречного и поперечного. Собралось всё местечко, гости уселись на скамейках вокруг пустых столов, и бедняк им сказал:

– Не беспокойтесь. Сейчас всё будет.

Достал хрустальный колокольчик, начал в него звонить, но никто не появился и ничего не принес. Он зазвонил еще громче – тот же результат, и тогда, смущенный и разгневанный, наш бедняк помчался к богачу, застучал кулаком в дверь:

– Ты обманул меня и подменил колокольчик! Ты дал мне такой колокольчик, который не работает!..

Богатый человек понял в чем дело и разъяснил бедняку, что колокольчик сам по себе ни на что не способен. Если за долгие годы ты не накопил богатства, то бесполезно устраивать трезвон: никто не явится, и на столах будет пусто. Конечно, если кто-то трезвонит по любому поводу и получает от этого удовольствие, то его уже не остановить. Но пожалейте хотя бы колокольчик…


МЕСТО В РАЮ

Расскажем одну историю, случившуюся в начале двадцатого века, – невозможно не рассказать.

Однажды король Испании Альфонсо XIII отправился с визитом в Стамбул. Там он заметил, что местное население говорит на многих языках мира – турецком, греческом, французском, итальянском, русском, армянском, немецком, но часто слышится и испанский язык.

– Где мы?! – спросил изумленный монарх своего советника. – Мы в Испании или в Турции?

– Ваше величество в Стамбуле, – ответил советник.

– А почему эти люди говорят на средневековом испанском языке?

– Эти люди происходят от марранов, тайных евреев. Их предки бежали из Испании от инквизиции, оставив позади убитых родных и брошенное добро. Но тех, кто добрался до Турции, хорошо приняли; никто не покушался на их язык, обычаи, веру, и они здесь весьма преуспели.

Монарх нахмурился. Ему не хотелось верить, что евреи обрели благополучие под сенью полумесяца, тогда как христианский мир принес им мучения.

– Отведите меня к главе еврейской общины, – приказал он, и желание короля было исполнено.

Высокому гостю подали сладости и стакан воды на серебряном блюде, после чего он заявил:

– Приглашаю вас, ваших родных, всю вашу общину вернуться в Испанию и стать ее гражданами. Дорожные расходы я беру на себя.

– Боюсь, что ваше приглашение не может быть принято, – ответил глава общины.

– Не спешите с ответом, – сказал король. – Я сознаю, как много несправедливого было совершено в прошлом, и хочу исправить то зло, которое причинили вам мои предки.

– Но если бы мы согласились, – спросил глава общины, – какое заверение вы нам дадите, что подобные преступления не будут совершены вновь во имя вашей веры?

– Мы примем надлежащие законы, – разъяснил король. – Они оградят вашу жизнь и ваше имущество от любых посягательств.

– Законы во власти людей, ваше величество.

– Но мои законы станут частью конституции. Евреи получат равные права с испанцами и свободу вероисповедания. Итак, – сказал король, – через сто дней сюда придет корабль, чтобы взять первую партию. Дорогу оплатит правительство.

И отправился дальше по своим делам.

Собрались старейшины для обсуждения этого предложения и решили послать в Испанию трех переодетых евреев, чтобы они порознь объехали ту страну, а затем вернулись и рассказали о том, что увидели.

Посланцы ездили по Испании из города в город и посещали там церкви. Начиналась Пасха, и они попали на мессу в Великую пятницу. К их удивлению, прихожане держали в руках длинные палки и в разгар службы начали бить ими по полу и громко кричать: "Смерть евреям! Смерть евреям!"

Посланцы вернулись в Стамбул через два месяца, сообщили об увиденном, и их рассказы совпали. Сказал главный раввин:

– Наши предки заповедали нам никогда не ступать на ту землю, где погибали наши братья, не желавшие изменить своей вере. Нарушив их завет, мы осквернили бы память мучеников.

Через сто дней пришел корабль из Испании, но никто не пожелал на него подняться. Капитан корабля был в ярости, но глава общины его спросил:

– Где вы были в последнюю Великую пятницу?

– Как где? – ответил капитан. – Разумеется, в церкви, ведь я добрый католик.

– А что было у вас в руке?

– Длинная трость. Ею мы ударяем в пол, символически убивая еврея.

– Так возвращайтесь домой, капитан, – сказал глава общины города Стамбула, – и перескажите вашему королю эту беседу. Он поймет.

Выслушав этот рассказ, Альфонсо XIII всё понял и вскоре издал странный закон, согласно которому евреи во всем мире, потомки выходцев из Испании, объявлялись испанскими подданными, – у королей свои причуды. Но неожиданно этот закон помог евреям Греции во время Второй мировой войны: стоило потомку выходцев из Испании обратиться в испанское консульство, как он тут же получал паспорт этой страны.

Трудно сказать, сколько евреев спаслись от газовых камер удивительным поступком Альфонсо XIII, который сказал однажды такую фразу:

– Если есть рай на том свете, да заслужим мы у Всевышнего место в нем…


НАДО ЖИТЬ – БУДЕМ ЖИТЬ

Семен Фруг, еврейский поэт:


Будем жить, моя родная,
В наши тягостные дни,
На могилах зажигая поминальные огни!
Будем жить, к лазури вечной
В нашем горе вековом
Вознося свой гимн сердечный,
Свой рыдающий псалом!
Будем жить и страстной жаждой
Счастья, радости растить
Нивы нашей колос каждый, –
Будем жить!..


ПОСЛАНЕЦ ДЕСЯТИ КОЛЕН?

В 1912 году объявился в Эрец Исраэль некий человек на коне, в бедуинской одежде. Сначала он скрывал свое происхождение, а затем открыл тайну иерусалимскому раввину Шимону Цви Горовицу, одному из руководителей кабалистической иешивы "Врата Небес".

Этого загадочного человека звали Йосеф бен Яаков, и он представился раву Горовицу как посланец Бней Моше, а также пропавших колен Реувена и Гада. Затем состоялась его встреча с видными раввинами Иерусалима, и он рассказал им многие истории, которые занесли в секретный протокол не для последующего распространения. Известно только из книги рава Горовица, что Йосеф бен Яаков был одним из пяти посланцев, первым достигший Иерусалима; там он должен был дождаться остальных, чтобы совершить совместно некие удивительные вещи, которые заранее нельзя разглашать.

Прибытие четырех посланцев ожидали к осени 1914 года, а точнее к двенадцатому дню месяца хешван по еврейскому календарю, и Йосефа бен Яакова устроили пока что сторожем в Кфар-Саве. Иерусалимские раввины заранее подготовили письмо к пропавшим коленам, и в нем сообщили среди прочего о притеснениях, которые претерпевали колена Иегуды и Биньямина. "Братья!.. – сказано в том письме. – Вы не в состоянии представить себе в полной мере нашу жизнь в странах рассеяния. Кровь ваших братьев, Иегуды и Биньямина, лилась как вода; убивали нас во множестве, без счета, и всё за то, что мы произносили имя Всевышнего, хранили наши обычаи и законы".

Письмо раввинов не попало по назначению, и конец у этой истории печальный. Четыре посланца пропавших колен не успели прибыть в Иерусалим к назначенному сроку, потому что в августе 1914 года началась Первая мировая война, и Йосеф бен Яаков исчез. Рассказывали потом, что турки обвинили его в шпионаже, отправили в Дамаск и там повесили.


Повод для удивления.

У этого таинственного человека был тезка Йосеф бен Яаков Лишанский, из подпольной группы НИЛИ в Зихрон Яакове, участники которой во время Первой мировой войны передавали англичанам сведения о турецких войсках. Известно, что Лишанский носил бедуинские одежды, был склонен к мистификациям; турки повесили его в Дамаске в 1917 году, – не он ли тот самый "посланец", который объявился в Иерусалиме?


"БЛИЗОК ЛИ ЧАС ПРИХОДА МЕССИИ?"

Снова вернемся к йеменским евреям.

Менялись времена‚ мир менялся‚ но преследования не прекращались. В 1904 году имам Яхья поднял восстание против турецких властей‚ и многие евреи погибли от голода во время военных действий.

Яхья восстановил ограничительные законы прошлых веков, и его указ предписывал: "Евреям запрещается: повышать голос в присутствии мусульман, строить дома выше мусульманских домов, касаться мусульманина‚ проходя мимо него, рассуждать о религии с мусульманами, ездить верхом на лошади, строить гримасы при виде обнаженного мусульманина, повышать голос во время молитвы" и прочее.

Евреям Йемена не позволяли носить белые или цветные одежды; выходя на улицу‚ они надевали короткое платье‚ не прикрывающее ног‚ и ходили босиком по указанию властей. Путешественники сообщали: "Йеменские евреи – это глубоко несчастные люди. Когда их унижают‚ они молча принимают оскорбление; когда мальчишки бросают в них камни‚ они убегают…" – "Ничто так не ужасает приезжего‚ как вид целых местностей с голодающим еврейским населением. Средняя цифра смертности у них непомерна высока. "Мы не видим внуков"‚ – говорят здесь".

В июне 1907 года 220 йеменских евреев отправились в путь. Это был огромный караван; десятки верблюдов несли на себе мешки с кофе‚ который они собирались продать по прибытии на место. Увидев исход евреев и опустевшие дома‚ жители перепугались. "Они стонали‚ как на проводах мертвецов‚ – рассказывал очевидец. – Горе нам‚ причитали арабки‚ кто знает‚ что с нами случится! Евреи – люди умные‚ им всё известно‚ а мы остаемся на произвол судьбы!"

Первая группа наняла провожатого и пошла через пустыню‚ но проводник сбежал и привел к каравану разбойников‚ налетевших со всех сторон. Выстрелами из ружей их удалось отогнать‚ и караван пошел дальше уже без провожатого. Они пришли в порт Аден‚ несколько недель провели в карантине и к празднику Суккот "ликующие и радостные" сошли на берег в яффском порту.

В 1911 году в Йемен приехал из Эрец Исраэль Шмуэль Явнеэли‚ посланник сионистской организации. Он пробыл там несколько месяцев‚ разъезжал по городам и деревням верхом на осле‚ переодевался в местные одежды и прятался от полиции‚ которая могла обвинить в шпионаже, рассказывал в домах и синагогах‚ как евреи возвращаются в Сион‚ а его спрашивали с волнением: "Близок ли час прихода Мессии? Были ли знамения?.."

Явнеэли написал послание к йеменским евреям‚ которое начиналось словами пророка Исайи: "Скажу северу: "Отдай!" и югу: "Не удерживай!" Приведи сынов Моих издалека и дочерей Моих – от конца земли..." Под впечатлением этого послания и рассказов вестника со Святой Земли отправились в путь новые группы‚ и до Первой мировой войны переселились из Йемена в Эрец Исраэль около 1500 человек.

Одни из них стали ремесленниками, другие пошли работать на стройки, поля, в каменоломни. Художник Н. Гутман вспоминал:

"Просторные белые одежды йеменских евреев, короткие бороды и длинные пейсы, доходящие до плеч, их дивный иврит, звучащий совсем по-иному, – всё производило на меня необыкновенное впечатление. Эти люди словно сошли со страниц Библии. Я полюбил их кроткие лица, тонкие пальцы, добрые карие глаза…

Еврейская община Яффы выделила им большие деревянные ящики, в которых привозили в страну рояли. Их поставили в два ряда на одной из дюн… Там они и жили. И даже открыли хедер для мальчиков… По вечерам из хедера доносились мелодичные голоса учеников".


Повод для размышления.

У части йеменских евреев, у горских евреев Азербайджана и Дагестана, у евреев Курдистана существовали предания, будто они – потомки десяти колен Израиля. Но если это так, не завершили ли эти евреи, вернувшись в двадцатом веке в Эрец Исраэль, скитание по "пустыне народов", которое продолжалось 27 столетий?..


ВИТРАЖИ МАРКА ШАГАЛА

Марк Шагал – удивительный художник, что внедрял еврейские символы в созданный им мир, где влюбленные летают над крышами, петух поет гимны любви, а львы с козами танцуют и подносят цветы с фруктами. Это он сказал однажды:


Во мне цветут сады,
Мои цветы открыты мною.
Мне принадлежат улицы,
Но нет на них домов;
Они были разрушены в детские годы,
Их жильцы скитаются по воздуху
В поисках пристанища.
Они живут в моей душе.
Лишь та страна, что в моей душе, –
Она моя…

"Всё всегда вершится судьбой, – вспоминал Марк Шагал. – Всю жизнь что-то постоянно толкает меня… Когда я был молодым и должен был оставить родной город… я не хотел тронуться из Витебска, покинуть мой дом, даже мою кровать… Но я чувствовал: я должен, я должен… твердил себе: "Вот судьба". И когда обратились ко мне из Хадасы с предложением, я вновь сказал себе: "Видишь – опять судьба. И опять что-то предстоит"…"

Хадаса – иерусалимская больница, как отдельный городок, где лечат больных, учат студентов и где стоит невидное здание – больничная синагога, а в ней витражи Марка Шагала. "Они мне сказали: "В нашей синагоге двенадцать окон". Двенадцать?! И тут же меня осенило: двенадцать колен Израилевых! Я приехал в Израиль и нашел там мои материалы – свет и землю".

Вы входите в синагогу – и поверху над вами по три витража на каждой стене. Там, на улице, яркое солнце над Иудейскими горами, и его лучи, проходящие через витражи, становятся ослепительно желтыми, оранжевыми, алыми, густо зелеными… "Когда их соберут вместе, – говорил Шагал о своих витражах, – это будет как корона. Каждый цвет должен призывать к молитве. Но я не умею молиться, я могу только работать".

Двенадцать витражей в больничной синагоге, двенадцать колен Израиля, а когда подходит время, собираются в малом помещении люди в белых халатах, звучат слова молитвы, и какая-то женщина, что выписывается в этот день из больницы, читает краткую молитву благодарности, все говорят в ответ "Амен" и поздравляют с выздоровлением – под гигантскими витражами Шагала, где буйство красок, буйство фантазии, талант художника и его любовь.

На церемонии присвоения ему звания почетного гражданина Иерусалима Марк Шагал сказал: "Я счастлив и горд, что нечто от моего творчества останется в столице Израиля, что нечто от моего духа пребудет здесь после того, как я завершу свое существование… Я не нуждаюсь в почестях и славе, но мне необходима любовь моего народа".


И ПОСЛЕДНЕЕ

Это случилось в четвертом веке новой эры. Жил в Эрец Исраэль еврейский ученый рабби Ицхак бен Эльазар, который преподавал Тору в старой синагоге Кесарии, пользовался уважением среди учеников и друзей.

В окрестностях города был высокий каменный утес с отвесными стенами. Как-то рабби Ицхак прогуливался по дороге и заметил на ней большую кость, которая торчала из земли. Он тут же засыпал ее землей, чтобы прохожие не спотыкались, но кость неожиданно появилась снова. Раз за разом рабби Ицхак сыпал на нее землю, заваливал камнями, но кость упрямо вылезала наружу, словно ее кто-то выталкивал.

Рабби Ицхак решил, что Всевышний предназначил эту кость для особой цели, и стал за ней следить. Через несколько дней по дороге проезжал специальный посланник императора, споткнулся о кость, упал с высокого утеса и сломал себе шею. Вскоре выяснилось, что этот человек вёз императорский указ, направленный против еврейского населения Эрец Исраэль. Вёз и не довёз – вот такая история.

На этом мы и закончим книгу "Тайны пропавших колен Израиля"…


назад ~ ОГЛАВЛЕНИЕ