Об авторе Публикации
ЗЕМЛЯ ПОД НОГАМИ, Книга первая

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

Теодор Герцль. Его книга "Еврейское государство". Первый Сионистский конгресс. Дипломатическая активность. "План Уганды". Итоги деятельности Т. Герцля.

1

Второго мая 1860 года в Будапеште в состоятельной еврейской семье родился Теодор /Биньямин Зеэв/ Герцль. С детства он сочинял стихи и однажды написал стихотворение о Мессии–избавителе. Явился к нему во сне Мессия‚ взял на руки‚ вознесся вместе с ним к небесам‚ показал ему Моше /Моисея/‚ который вывел евреев из Египта‚ и воскликнул: "Этого мальчика я ждал!" Потом мальчик вырос‚ поступил на юридический факультет Венского университета‚ был сторонником ассимиляции евреев‚ подобно многим либералам того времени считал‚ что надвигающийся прогресс полностью избавит мир от антисемитизма. Но мир жил по своим законам‚ не всегда совпадающим с пожеланиями прекраснодушных людей‚ и молодой доктор юридических наук‚ поработав в судах Вены и Зальцбурга‚ записал в дневнике: "Будучи евреем‚ я бы никогда не смог занять пост судьи. Поэтому я расстался одновременно и с Зальцбургом, и с юриспруденцией".

Он занимался литературным трудом‚ писал пьесы для театров Вены и Берлина‚ а затем стал парижским корреспондентом либеральной венской газеты. На ее страницах печатались его отчеты о заседаниях французского парламента и очерки из жизни Парижа‚ которые пользовались большим успехом у читателей. Трудно сказать‚ как бы сложилась его жизнь‚ жизнь немецкого писателя‚ которым он себя ощущал‚ но процесс Дрейфуса и реакция французского общества изменили взгляды и убеждения Герцля.

Он присутствовал на заседаниях военного суда‚ который обвинил в шпионаже и приговорил к пожизненному заключению капитана генерального штаба Альфреда Дрейфуса; присутствовал и на церемонии разжалования‚ когда под дробь барабанов с мундира Дрейфуса срывали эполеты‚ слышал его протест: "Клянусь и заявляю‚ что вы лишаете чести невинного человека. Да здравствует Франция!" На парижских улицах толпа кричала "Смерть евреям!"‚ и Герцль записал с горечью: "И где же это происходило? Во Франции! Во Франции республиканской‚ современной‚ культурной‚ через сто лет после провозглашения декларации о правах человека! Итак‚ нация‚ или – по крайней мере – большая ее часть‚ не хочет человеческих прав для евреев..." И еще он скажет впоследствии: "Процесс Дрейфуса превратил меня в сиониста".

В 1895 году Герцль начал писать книгу "Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса". Писал он ее в лихорадочном волнении‚ днем и ночью‚ обдумывая на улице и за письменным столом. "В те дни я боялся‚ что сойду с ума‚ – отметил он в дневнике. – Идеи в моей душе гнались одна за другой. Целой человеческой жизни не хватит‚ чтобы всё это осуществить..." Книга вышла в феврале 1896 года в Вене‚ на немецком языке; в том же году ее перевели на иврит‚ английский‚ русский‚ французский и румынский языки. Книга начинается такими словами: "Мысль‚ которую я хочу изложить в этом сочинении‚ очень стара. Я говорю о восстановлении еврейского государства".

Герцль провозглашал: "Еврейский вопрос существует и было бы безумием его не признавать... Еврейский вопрос неминуемо возникает там‚ где мы скапливаемся в значительном количестве‚ а там‚ где его нет‚ он возникает с появлением евреев. Мы‚ естественно‚ стремимся туда‚ где нас не преследуют‚ но с нашим появлением наступают и преследования. Этот вопрос невозможно разрешить эмиграцией евреев из одной страны рассеяния в другую‚ но лишь созданием независимого еврейского государства... Это будет организованный исход евреев Европы в свое государство‚ в соответствии с хартией великих держав‚ которые признают их право на поселение и дадут международные гарантии. Пусть предоставят нам суверенитет над территорией‚ достаточной для справедливых нужд народа; обо всем остальном мы позаботимся сами".

Герцль предполагал‚ что эта "территория" может быть в Аргентине‚ но познакомившись с настроениями палестинофилов‚ он понял‚ что для еврейского народа представление о собственном государстве неотделимо от Эрец Исраэль. Так это движение стало сионистским‚ и Теодор Герцль его возглавил. "Мне кажется‚ что для меня кончилась жизнь‚ – записал он в дневнике‚ – и началась всемирная история".

Сначала Герцль был далек от того‚ чтобы самому заняться осуществлением этого замысла. "Я не более‚ как литератор"‚ – говорил он‚ желая быть вестником идеи‚ а за практическое осуществление возьмутся те‚ у кого есть средства и влияние в обществе. В то время влиятельной фигурой в еврейском мире был богатый парижский банкир барон Мориц Гирш‚ который купил земли в Аргентине и переселял туда российских евреев. Герцль попросил Гирша уделить ему время для беседы на "еврейско–политическую" тему. В ответ барон сослался на занятость и предложил изложить письменно те идеи‚ которые им предстояло обсуждать. Герцль послал ему второе письмо‚ в котором написал в довольно резкой форме‚ что огромные деньги барона потрачены впустую: "До сих пор вы были филантропом. Я укажу вам путь‚ на котором можно добиться большего".

Барон заинтересовался и пригласил Герцля в свой особняк на Елисейских полях. Ливрейные лакеи проводили гостя через анфиладу комнат; Гирш вышел навстречу‚ пожал руку‚ попросил подождать немного и исчез. Это было неприятно‚ и когда они‚ наконец‚ приступили к разговору‚ Герцль раздраженно сказал: "Если у вас нет для меня часа времени‚ не стоит и начинать". – "Не волнуйтесь‚ начните"‚ – сказал барон‚ и Герцль вынул приготовленные заранее записки. Основная идея была проста: он предлагал Гиршу созвать всемирный еврейский конгресс‚ на котором барон выступил бы политическим лидером евреев. Гирш слушал с оттенком снисходительности‚ а затем спросил: "Где вы возьмете деньги? Ротшильд даст пятьсот марок‚ и всё". Герцль ответил: "Я получу ссуду у еврейского народа!" Барон не принял всерьез его доводы; Герцль понял‚ наконец‚ что Гирш потерял интерес‚ откланялся посреди беседы и ушел.

На его призыв не откликнулись и другие влиятельные евреи того времени; барон Эдмонд Ротшильд отказался встать во главе движения и сказал про Герцля: "Это опасный авантюрист". Тогда он сам взялся за осуществление поставленной цели. "Идея еврейского государства‚ – сказал Герцль‚ – выгнала меня из рабочего кабинета".

2

Книга "Еврейское государство" вызвала бурю в еврейском обществе. Сторонники ассимиляции во всех странах восстали против объединения евреев в независимом государстве. Они говорили: не существует единой еврейской нации‚ а есть лишь немцы‚ французы‚ русские и англичане иудейского вероисповедания. Они провозглашали: евреи являются частью того народа‚ среди которого живут‚ а потому незачем их свозить в одно место. Они называли сионизм утопией‚ "сиономанией"‚ "вредным реакционным явлением"‚ "бессовестным предательством‚ которое провоцирует антисемитизм", и высмеивали в газетах: "Герцль предлагает основать – ни более‚ ни менее – особое еврейское государство. Герцль – юморист и сатирик... Можно подумать‚ что в своей брошюре он просто шутит". Герцль отвечал на это спокойно и с достоинством: "Было бесчисленное множество возражений против моей книги. Некоторые из них я сохранил‚ и они послужат прекрасным памятником для их авторов‚ когда возникнет еврейское государство".

Не все палестинофилы поддержали сначала Теодора Герцля; они опасались‚ что публичное обсуждение еврейского вопроса вызовет излишние затруднения при заселении Эрец Исраэль. Нахум Соколов‚ редактор газеты "Га–цфира"‚ написал на ее страницах: "Венский фельетонист затеял игру в дипломатию"‚ – но через год стал преданным сторонником Герцля. Видный деятель Хиббат Цион Менахем Усышкин отказался распространять книгу "Еврейское государство"‚ однако после встречи с Герцлем стал его активным последователем. В отличие от прочих знаменитый немецкий писатель Макс Нордау сразу принял эту идею: "Раз вы безумец‚ – заявил он‚ – так будем безумцами вместе!" И Герцль тут же предложил ему портфель министра образования в будущем еврейском государстве.

Он пришел в Лондоне к писателю Израэлю Зангвилу: "Я Теодор Герцль. Помогите мне воссоздать еврейское государство"‚ – и тот стал верным его помощником. "Только фантастическое может захватить человека"‚ – провозглашал Герцль‚ и идеи этого "фантазера" привлекали и отталкивали многих‚ вызывая вокруг него и его плана яростные споры‚ превращая его врагов в самых верных соратников. Его поддержали раввины Парижа‚ Лондона‚ Белостока; даже барон Э.Ротшильд заявил впоследствии‚ когда успех сионистского движения невозможно было отрицать: "Сионисты и я были подобны тем‚ кто роет туннель. И хотя мы начали с разных концов‚ нам суждено было встретиться".

Идеи Герцля прежде всего привлекали еврейскую молодежь. "Книга появилась как гром среди ясного неба‚ – вспоминал Хаим Вейцман‚ первый президент государства Израиль. – Нас увлекли не столько идеи‚ сколько стоявшая за ними личность. Она казалась воплощением мужества‚ ясности ума и решимости". Евреи Вены‚ Граца и Черновиц собрали тысячи подписей под приветственным письмом‚ в котором просили Герцля стать во главе сионистского движения. Подобное предложение прислали из Эрец Исраэль; его поддержали евреи России‚ Венгрии‚ Болгарии‚ Румынии‚ Галиции. Герцль согласился‚ и с этого момента началась его сионистская деятельность‚ богатая успехами и разочарованиями‚ которая потребовала исключительного напряжения сил‚ подорвала его здоровье и привела к ранней смерти.

Летом 1896 года Герцль впервые отправился в Стамбул. Он встретился с великим визирем султана и предложил такой план: евреи всего мира улучшат финансовое положение Турции‚ которое находилось в плачевном состоянии‚ а султан в обмен на это даст согласие на массовое переселение евреев в Эрец Исраэль. Султан Абдул–Хамид II не пожелал встретиться с Герцлем‚ но он не прекращал усилий‚ чтобы получить "чартер" – официальную хартию на право заселения этой земли под защитой турецких властей. Для пропаганды идей сионизма Герцль основал еженедельник на немецком языке "Ди Вельт"; в память тех времен‚ когда евреи носили на своей одежде желтый отличительный знак‚ первый лист еженедельника был желтым. /Герцль выпускал газету на собственные средства; почти всё свое состояние он пожертвовал на сионистское движение‚ и после его смерти М.Нордау сказал: "Когда он писал "Еврейское государство"‚ это был состоятельный‚ почти богатый человек. Когда девять лет спустя он умер‚ то почти ничего не оставил... А если Герцлю говорили о растрате имущества его детей‚ он с улыбкой отвечал: "Я питаю доверие к своему народу. Он не заставит голодать мою жену и детей"./

Герцль предложил созвать в Мюнхене всемирный сионистский конгресс‚ но ассоциация раввинов Германии /Герцль назвал их "протестраббинер" – "раввины протеста"/ выступила против проведения конгресса‚ так как его цели противоречат "мессианским заветам иудаизма". Правление еврейской общины Мюнхена опасалось‚ что коренные жители обвинят евреев в недостатке патриотизма: "идеи конгресса... разрушают нашу любовь к стране‚ в которой мы живем"‚ – и вместо Мюнхена был выбран город Базель в Швейцарии. Все подготовительные работы взял на себя Теодор Герцль‚ хотя существовал и организационный комитет. "Вы не можете себе представить‚ – писал один из его друзей‚ – как доктор Герцль занят приготовлениями к конгрессу! Такая работа выше человеческих сил". Каждый из участников будущего конгресса получил билет‚ на котором были отпечатаны два символических рисунка – плачущие евреи у развалин Иерусалимского Храма и еврейский пахарь‚ разбрасывающий по полю семена.

Двадцать девятого августа 1897 года в Базеле открылся первый Сионистский конгресс. В нем приняли участие двести четыре делегата из семнадцати стран‚ среди них – шестьдесят шесть делегатов из Российской империи. Над зданием развевался бело–голубой флаг; плакат с шестиконечной звездой извещал о предстоящем событии; чтобы придать особую торжественность моменту‚ Герцль попросил делегатов конгресса явиться во фраках и белых галстуках. Большой зал городского казино был переполнен. Крупнейшие газеты мира прислали своих корреспондентов. Впервые встретились евреи Запада и Востока‚ атеисты и ортодоксы‚ социалисты и представители еврейской буржуазии‚ раввины‚ врачи‚ адвокаты‚ купцы и промышленники; в зале находились и христиане‚ которые поддерживали Герцля.

Российские делегаты свидетельствовали: "Конгресс стал для нас радостным и бурным переживанием... Ночами мы не могли спать от возбуждения и обилия впечатлений..." – "Герцль – самое глубокое переживание всей нашей жизни..." – "Внезапно всё затихло в зале. Воцарилось торжественное молчание... На сцену поднялся совершенно спокойный Герцль. Удивительно яркий образ царского отпрыска с глубоким сосредоточенным взглядом; одновременно грустный и красивый... Один из дома Давида‚ что воскрес вдруг во всем своем сказочном великолепии... Зал задрожал от радостных криков и рукоплесканий... Казалось‚ что великий сон нашего народа‚ длившийся два тысячелетия‚ свершился теперь‚ и перед нами стоит Мессия‚ сын Давида".

В своей речи Теодор Герцль сказал: "Сионизм – это возвращение к еврейству еще до возвращения в еврейскую страну... Всякий народ должен сам себе помочь; если он этого не в состоянии сделать‚ помочь ему вообще нельзя... Да узнают повсюду‚ что сионизм – это нравственное‚ законное и гуманное стремление к старой цели нашего народа". Конгресс работал три дня. Делегаты приняли сионистскую программу‚ известную под названием "базельской". Ее главный тезис таков: "Сионизм стремится создать обеспеченное публичным правом убежище для еврейского народа в Палестине". Делегаты основали всемирную Сионистскую организацию: впервые за две тысячи лет появилась политическая организация‚ которая выступала от имени еврейского народа. Ее президентом был избран Теодор Герцль и оставался на этом посту до последнего своего дня. Заключительную речь по окончании конгресса Герцль завершил такими словами: "В тот день‚ когда еврей–земледелец встанет за плуг‚ еврейский вопрос будет решен".

Герцль знал понаслышке о российском еврействе‚ но познакомившись с делегатами из России‚ он отметил: "Мы всегда были убеждены‚ что они нуждаются в нашей помощи и духовном руководстве. И вот на Базельском конгрессе российское еврейство явило нам такую культурную мощь‚ какой мы не могли вообразить... Они обладают той внутренней цельностью‚ которая утрачена большинством европейских евреев... Они не растворяются ни в каком другом народе‚ но перенимают всё лучшее у этих народов... Глядя на них‚ начинаешь понимать‚ что давало силу нашим предкам выстоять в самые тяжелые времена". Однажды Герцля спросили: что будет‚ если за ним пойдут только российские евреи? Он ответил: "Только?! Мне этого вполне достаточно".

Через три дня после окончания первого Сионистского конгресса Герцль записал в дневнике: "Если бы нужно было подвести итог базельскому конгрессу одним коротким предложением‚ я бы сказал: в Базеле я создал Еврейское государство! Скажи я об этом во всеуслышание‚ ответом мне были бы сплошные насмешки. А лет через пять и‚ несомненно‚ через пятьдесят это поймет каждый". В ноябре 1947 года‚ через пятьдесят лет после конгресса в Базеле‚ Организация Объединенных Наций провозгласила право еврейского народа на свое государство. Теодор Герцль ошибся в предсказании всего лишь на три месяца.

3

В начале политической деятельности Герцль обратил внимание на связь между Германией и Турцией‚ а потому решил заручиться поддержкой Вильгельма II. В сентябре 1898 года Герцлю сообщили от имени императора‚ что тот вскоре совершит поездку на Святую Землю и готов дать ему аудиенцию в Иерусалиме. Герцль расценил это как огромное политическое достижение; на митинге в Лондоне он заявил‚ что вскоре начнется массовое возвращение в Сион и недалек тот день‚ когда "еврейский народ придет в движение". Российские сионисты собрали нужную сумму на поездку‚ и делегация из пяти человек отправилась в путь. Сначала они приехали в Стамбул‚ где Вильгельм остановился на короткий срок по пути в Иерусалим. Восемнадцатого октября император принял Герцля‚ выслушал его с интересом и спросил: о чем ему конкретно просить султана? Герцль ответил: о праве организовать общество по заселению Палестины под покровительством Германии. Вильгельм обещал поговорить с султаном‚ и Герцль назвал этот день "великим днем"‚ память о котором сохранится навеки.

Сельскохозяйственная школа Микве Исраэль устроила императору торжественную встречу на пути в Иерусалим. Собралась толпа народа‚ дети спели германский гимн‚ и Вильгельм заметил среди присутствующих Теодора Герцля. Он подъехал к нему на лошади‚ пожал руку и коротко побеседовал. Этот эпизод произвел на всех сильнейшее впечатление; Герцль оценил его как доброе предзнаменование перед аудиенцией в Иерусалиме‚ но всё случилось не так‚ как он ожидал. Второго ноября 1898 года еврейская делегация встретилась с Вильгельмом в его палаточном лагере возле Иерусалима. Герцль снова повторил основные принципы сионизма‚ но реакция императора на этот раз была холодно-вежливой. Вильгельм сказал на прощание‚ что "будет интересоваться вопросом"‚ и Герцль записал в дневнике после той встречи: "Он не сказал ни да‚ ни нет. Ясно‚ что в промежутке произошло многое". Вскоре выяснилось‚ что турецкий султан в резкой форме высказал свое отрицательное отношение к сионизму; министр иностранных дел Германии также уговаривал императора отказаться от поддержки Герцля‚ опасаясь возможных осложнений с Францией‚ Англией и Россией. Так улетучилась мечта о заселении Эрец Исраэль под покровительством Германии.

В последующие годы Герцль не раз беседовал с представителями турецкого правительства‚ а семнадцатого мая 1901 года встретился‚ наконец‚ с султаном Абдул–Хамидом II. Помог получить аудиенцию востоковед Г.Вамбери‚ еврей из Венгрии‚ доверенное лицо султана‚ который вспоминал впоследствии: "Моя миссия принадлежала к числу труднейших‚ какие только приходилось исполнять. Прежде всего – недоверие султана‚ который опасался сионистов‚ видя в их намерении покушение на Палестину‚ а затем – его нерешительность во всем. Мне стоило огромных усилий рассеять его предубеждение. Наряду с султаном делал затруднения и двор‚ так как эти люди думали‚ что если евреи хотят получить концессию‚ то золото должно литься дождем‚ и каждый хотел получить несколько капель этого дождя... Султан принял его чрезвычайно дружественно‚ так как личность Герцля произвела на турецкого властителя прекрасное впечатление. Позднее он говорил мне: "Этот Герцль выглядит совершенным пророком‚ вождем своего народа. У него умные глаза‚ он говорит осторожно и ясно". Но из этих переговоров вышло мало положительного"/

В апреле 1903 года случился печально знаменитый Кишиневский погром: погибли сорок девять евреев‚ многие были ранены‚ погромщики разрушили и разграбили полторы тысячи еврейских домов и магазинов. Летом того года власти в России закрыли сионистские организации‚ запретили евреям ездить на конгрессы и прекратили продажу акций Еврейского колониального банка. Герцль попросил аудиенцию у Николая II‚ но его просьбу отклонили‚ добивался приема у министров российского правительства и получил‚ наконец‚ приглашение министра внутренних дел В.Плеве. Евреи России считали Плеве одним из виновников Кишиневского погрома и оценили визит Герцля к нему как оскорбление‚ нанесенное национальному достоинству. Герцль знал‚ что не все одобряют его поездку‚ но на критику отвечал так: а разве наш учитель Моисей не отправился к фараону?

Седьмого августа 1903 года Герцль приехал в Петербург и в тот день записал в дневнике: "О моей поездке не сообщали‚ однако повсюду‚ куда эта весть доходила‚ меня с нетерпением ждали: в Варшаве‚ Вильне. Им живется так плохо‚ что я‚ бессильный‚ кажусь им освободителем". Плеве сказал Герцлю: "Не хочу отрицать‚ что положение евреев в Российской империи не слишком завидное. Да‚ будь я евреем‚ я‚ вероятно‚ тоже был бы врагом правительства. Однако мы не можем поступать иначе‚ чем до сих пор‚ и поэтому для нас было бы весьма желательным создание самостоятельного еврейского государства‚ способного принять несколько миллионов евреев. В то же время мы не хотим удалить всех наших евреев. Обладателей высокой интеллигентности... мы желаем сохранить для себя... А вот от евреев слабой и низкой интеллигентности и от малоимущих мы хотели бы избавиться". Плеве вручил Герцлю письмо‚ текст которого‚ по его словам‚ был одобрен царем. Там было сказано‚ что русское правительство благожелательно отнесется к сионизму‚ если он приведет к эмиграции "известного числа еврейских подданных из России"; в этом случае правительство сможет оказать сионистам материальную и моральную поддержку и будет ходатайствовать перед Турцией‚ чтобы и та помогла евреям в этом деле.

Встречи в Петербурге не дали практических результатов‚ и на обратном пути Герцль остановился в Вильне. Полиция запретила публичные собрания‚ тайные агенты следили за ним‚ телефонные разговоры прослушивались; в полицейском управлении завели особое дело "О еврейском публицисте и президенте сионистов Герцле"‚ куда поступали рапорты о его передвижениях по городу и встречах с местными жителями. Сотни евреев запрудили площадь перед гостиницей‚ где Герцль остановился; многие были празднично одеты‚ извозчики разукрасили цветами своих лошадей. Руководители виленской общины вручили Герцлю‚ "величайшему сыну еврейского народа"‚ свиток Торы в резном деревянном футляре в память посещения города. Он вышел из гостиницы и поехал по улице‚ но какой–то мужчина подбежал к пролетке‚ ухватился за заднее колесо и остановил лошадей. "Давид‚ царь Израиля‚ – воскликнул он‚ – да живет и здравствует!"‚ а толпа закричала в ответ "да здравствует!" и "ура!"

В тот же день‚ вечером‚ в пригороде Вильны у Герцля была встреча с местными сионистами. На эту встречу пришли из города юноши и девушки; они стояли на улице и пели песни на иврите. Герцль пометил в дневнике: "Среди этих молодых людей мне бросился в глаза рабочий в синей блузе... Он поразил меня здравицей в честь той поры‚ когда будет властвовать "король Герцль". В тиши темной русской ночи это смешное пожелание выделялось с особой силой". Среди присутствовавших был и агент охранки; на следующий день он представил в полицию подробный отчет о той встрече и список лиц‚ которые там находились.

В первом часу ночи Герцль уезжал из Вильны. Город не спал. Сотни евреев дожидались на улицах его проезда‚ а перед зданием вокзала собралась толпа. Внезапно появились городовые с казаками‚ стали всех разгонять. Герцль был потрясен. "Не отчаивайтесь! – сказал он на прощание. – Настанут и для нас лучшие времена". В купе вагона‚ сразу после отхода поезда‚ он записал: "Никогда не забуду вчерашний день‚ день Вильны".

4

Потерпев неудачу в переговорах с турецким султаном‚ Герцль обратился за помощью к правительству Великобритании. "Англия‚ – писал он‚ – великая свободная Англия нас поймет". В конце 1902 года Герцль попросил британское правительство предоставить для еврейского заселения пустынные египетские территории на севере Синайского полуострова‚ в районе Эль–Ариша‚ в непосредственной близости к Эрец Исраэль. Египет находился под протекторатом Великобритании‚ и в ответ англичане предложили Герцлю отправить комиссию для обследования: если это место окажется пригодным для заселения‚ британское правительство порекомендует египтянам выделить территорию для создания "небольшого еврейского государства". В марте 1903 года группа специалистов‚ в которую входил врач Гилель Яффе‚ обследовала тот район‚ признала его частично пригодным для заселения и рекомендовала провести воду из Нила для нужд будущих жителей. Но египтяне отклонили этот проект‚ ссылаясь на невозможность обеспечить водой большое количество поселенцев.

Неожиданно британское правительство предложило территории для автономного еврейского поселения в протекторате Уганда в Восточной Африке‚ "с намерением‚ – как было сказано‚ – улучшить положение еврейской нации". Весной 1903 года министр колоний Д.Чемберлен говорил Герцлю: "В своей поездке по Африке я видел страну как раз для вас‚ – это Уганда. В местах‚ расположенных недалеко от моря‚ очень жарко‚ но вглубь страны – климат чудесный для европейцев; там можно выращивать хлопок и сахар‚ и я подумал‚ что эта страна подходит доктору Герцлю". Последовало официальное предложение британского правительства‚ на него следовало дать ответ‚ и в августе 1903 года собрался в Базеле шестой Сионистский конгресс‚ последний‚ в котором участвовал Теодор Герцль‚ и самый для него драматический.

Конгресс открылся на мрачном фоне кишиневского погрома. Герцль сказал во вступительном слове: "Многие из нас полагали‚ что хуже стать не может. Однако положение еще ухудшилось. Несчастье‚ подобное наводнению‚ нахлынуло на еврейство... Мы не должны забывать‚ что Кишинев имеется не в единственном числе и не только в России. Кишинев – всюду‚ где евреи угнетаются физически или духовно‚ где их честь попирается‚ имущество разоряется только потому‚ что они евреи. Спасем тех‚ кого еще можно спасти".

Герцль предложил на обсуждение конгресса английский план Уганды: "территория с еврейским управлением‚ еврейскими местными властями‚ во главе которых стоял бы высший еврейский чиновник‚ – разумеется‚ под протекторатом Англии". Делегаты конгресса была потрясены этой новостью: впервые в истории изгнания правительство великой державы вступило в официальные переговоры с избранными представителями еврейского народа. Это было большим политическим достижением. "Весь конгресс‚ весь еврейский народ‚ – сказал один из депутатов‚ – преисполнен глубокой благодарности к английскому народу. Всюду‚ где только бьется еврейское сердце‚ раздается клич: "Слава‚ трижды слава великой английской нации!" Эти слова покрыл гром рукоплесканий и восторженные возгласы в честь Англии.

Но было и иное. Делегат конгресса Хаим Вейцман писал в мемуарах: "У нас уже сложился обычай вывешивать на стене‚ за председательским креслом‚ карту Палестины. На этот раз она была заменена картой Уганды‚ и этот символический акт неприятно задел нас‚ наполнив мрачными предчувствиями". И еще вспоминал Вейцман: "Герцль побывал в России‚ увидел черту оседлости и страдания ее жителей. Отчаявшееся еврейство повсюду встречало его как своего освободителя‚ и теперь он чувствовал себя обязанным как можно скорее им помочь. Поскольку Палестина в данный момент была недоступна‚ он не считал возможным ждать‚ ибо волна антисемитизма росла с каждым днем: случись что–нибудь – может просто не хватить евреев‚ чтобы возродить Палестину. Поэтому британское предложение – это дар Божий‚ та самая соломинка для утопающих. Было бы жестоко и неразумно отвергнуть шанс‚ который может никогда не повториться".

Когда закончилось первое заседание‚ некая молодая женщина взбежала на сцену и сорвала со стены карту Уганды. Русская делегация уединилась для обсуждения проекта: большинство было против Уганды‚ меньшинство – за. "Что толку гнаться за химерами? – говорили они. – Что мы теряем‚ согласившись на Уганду? Англичане – великий народ. Правительство великой державы делает нам предложение. Нельзя оскорблять такое правительство отказом". В ответ выступил Хаим Вейцман и своей страстной речью повлиял на колеблющихся: "Если английское правительство и английский народ соответствуют моему представлению о них‚ они наверняка предложат нам что–нибудь более подходящее".

Начались дебаты вокруг плана Уганды. Макс Нордау сказал: "Наш народ должен колонизовать Уганду как промежуточную станцию на пути в Палестину". Именно тогда он произнес свое знаменитое определение – "прибежище на одну ночь". Ораторы сменяли друг друга. Накал страстей достиг высшей точки‚ и вот некоторые из высказываний: "До сих пор мы были сионистами. Внезапно нам предлагают стать африканистами..." – "Если у нас есть возможность спасти людей‚ нельзя отказываться от этого..." – "Народ Израиля хочет родины‚ а не ночлежки..." – "Предложение английского правительства в тысячу раз важнее нескольких рассеянных по Востоку еврейских поселений..." – "Мы желаем родины‚ а не ночного приюта..."

Голосование происходило поименно. Делегаты решали‚ следует ли отправлять экспедицию в Уганду для обследования предложенной территории. Двести девяносто пять делегатов сказали "да". Сто семьдесят восемь сказали "нет". Сто тридцать два делегата воздержались. Вейцман вспоминал в мемуарах: "Примечательной особенностью голосования было то‚ что среди высказавшихся против огромное большинство составляли делегаты из России. Кишиневские делегаты отвергли план Уганды единогласно. Западные сионисты были ошеломлены. Я помню‚ как после голосования Герцль сказал о русских евреях: "У этих людей удавка на шее‚ а они еще упорствуют!" Рядом с ним оказалась та молодая женщина‚ которая сорвала со стены карту Уганды. Она гневно воскликнула: "Господин президент‚ вы предатель!" Герцль резко отвернулся..."

Формально Герцль получил большинство голосов‚ но после объявления результатов голосования произошло неожиданное: встал со своего места в президиуме делегат из Москвы Иехиэль Членов и пошел к выходу. "Куда и зачем? – вспоминал он впоследствии. – Я не знал в эту минуту. Одно я чувствовал‚ что здесь‚ в этом зале‚ в эту минуту‚ оставаться невозможно‚ физически невозможно..." К Членову присоединялись по одному российские делегаты и тоже шли к выходу; их становилось всё больше и больше: зал разразился аплодисментами‚ а Герцль стоял на трибуне бледный‚ с застывшим лицом.

Делегаты из России ушли в соседнюю комнату. Одни из них плакали‚ другие опустились на пол‚ как это делают евреи во время траура. Герцль пришел к ним‚ "осунувшийся‚ измученный‚ – вспоминал Вейцман. – Он заверил нас в своей непоколебимой преданности Палестине‚ но снова повторил‚ что необходимо найти безотлагательно хотя бы временное убежище для огромных масс бездомных скитальцев. Мы слушали его молча‚ никто не хотел отвечать... Он ушел‚ ничего не добившись‚ но я думаю‚ что во время этой короткой встречи он впервые по–настоящему понял всю глубину чувства‚ связывающего нас с Сионом".

Герцль сумел предотвратить раскол на конгрессе и свою заключительную речь закончил традиционными словами‚ которые говорят евреи не одно тысячелетие: "Если забуду тебя‚ Иерусалим‚ пусть отсохнет правая рука моя..." А своим друзьям он сказал: "К следующему конгрессу‚ если доживу до него‚ Эрец Исраэль будет в наших руках. Если же нет – уйду со своего поста".

5

Еще при жизни Герцля сионисты спорили о том‚ стоит ли тратить силы на освоение Уганды‚ или же следует заселять Эрец Исраэль‚ и только Эрец Исраэль. Герцлю удалось временно примирить противников‚ но после его смерти споры вспыхнули заново и приняли ожесточенный характер; некий фанатик даже совершил покушение на М. Нордау‚ протестуя против плана Уганды.

Произошел раскол в сионистских организациях. Возникло новое движение‚ последователи которого заявляли: если невозможно получить согласие на массовое поселение в Эрец Исраэль‚ следует искать иные территории‚ в любой точке земного шара. Это движение получило название "территориализм"‚ и один из его руководителей‚ писатель И.Зангвил говорил: "Я предпочитаю сионизм без Сиона Сиону без сионизма". Их противниками стали русские сионисты во главе с М. сышкиным‚ которые называли себя "ционей Цион" – "сионисты Сиона". На седьмом Сионистском конгрессе в 1905 году "сионисты Сиона" оказались в преобладающем большинстве; они постановили‚ что никакие проекты заселения иных земель не будут даже рассматриваться‚ так как противоречат основному принципу сионизма.

Территориалисты не желали "связывать судьбу еврейского народа с одной единственной территорией‚ приобретение которой еще сомнительно"‚ а потому вышли из сионистской организации и стали искать земли для автономного поселения евреев. К тому времени экспедиция‚ посланная в Уганду‚ признала ее непригодной для массового заселения; английские плантаторы в Уганде возражали против появления евреев‚ да и правительство Великобритании отказалось от своего предложения. Территориалисты вели переговоры на приобретение земель в Австралии‚ Южной Америке‚ Канаде‚ Родезии; существовали проекты расселения евреев на африканском побережье Средиземного моря‚ на берегах Тигра и Ефрата; пытались приобрести земли в Африке‚ в португальской колонии Ангола‚ – однако все попытки закончились безрезультатно.

В книгах пророков понятие Сион /на иврите – Цион/ используется для обозначения Иерусалима – духовного центра народа; Эрец Исраэль именуется "дщерью Сиона"‚ а еврейский народ – "сынами Сиона". После вавилонского пленения Сион стал символом утраченной родины; в псалме Давида сказано: "При реках вавилонских – там сидели мы и плакали‚ когда вспоминали Сион..."

Термин "сионизм" ввел в употребление в 1890 году венский писатель и философ Натан Бирнбаум‚ – в то время Теодор Герцль не помышлял о том‚ что станет лидером политического сионизма. Бирнбаум пропагандировал идеи одесского врача Льва Пинскера‚ изложенные в брошюре "Автоэмансипация" в 1882 году‚ – Герцль учился тогда в университете и считал ассимиляцию самым верным способом решения еврейской проблемы. Пинскер призывал к созданию независимого еврейского государства‚ и Герцль признал впоследствии: если бы он знал о существовании той брошюры‚ то‚ скорее всего‚ не опубликовал бы "Еврейское государство".

Из афоризмов Теодора Герцля:

"Еврейство – огромный центр страданий с филиалами во всех странах мира".

"Нас одинаково презирают и ненавидят‚ как за наши успехи и преимущества‚ так за наши недостатки и ошибки".

"Кто при теперешней борьбе за существование думает улучшить положение лишь призывом ко вселенской любви‚ тот‚ по меньшей мере‚ утопист".

"Мы близки к Иерусалиму в той мере‚ в какой мы жаждем Иерусалима".

"Кто может‚ хочет или должен погибнуть‚ пусть погибает. Но индивидуальность еврейства не может‚ не хочет‚ не должна погибнуть".

"Еврейское государство – это мировая потребность: следовательно‚ оно будет создано".

6

Осталось досказать немного про этого человека. Теодор Герцль был болен уже давно. У него был порок сердца‚ но он скрывал это даже от близких друзей‚ а свои сомнения‚ разочарования и отчаяние доверял только дневнику. "Сегодня мне исполнился сорок один год‚ – записал он в мае 1901 года. – Еще немного‚ и будет шесть лет с того дня‚ как началось это движение‚ которое превратило меня в старика‚ усталого и нищего... Впереди – угроза покинуть мир‚ не достигнув цели‚ а детей оставить без наследства". Его мать ездила за ним повсюду; во время бурных сионистских конгрессов она сидела обычно за кулисами‚ готовая немедленно прийти на помощь. Когда боли становились нестерпимыми‚ Герцль уходил со сцены‚ уединялся с матерью в одной из комнат‚ и она меняла ему повязку‚ которую он носил на теле‚ около сердца. После этого он возвращался в президиум.

В последний год жизни Герцль сделал невероятно много‚ хотя уже понимал‚ что дни его сочтены. Писал статьи в газеты. Встречался с чиновниками турецкого правительства. Заручился поддержкой итальянского короля. Беседовал с кардиналами и римским папой‚ которого убедил в том‚ что сионисты не собираются присваивать святые места в Палестине. Один из друзей Герцля отметил: "Его облик был раньше внушительным‚ затем он ссутулился‚ лицо пожелтело..‚ складки у рта выражали боль и гнев". Герцль написал незадолго до смерти: "Всевышний разбивает инструменты‚ которыми Он пользуется"‚ – и умер третьего июля 1904 года в курортном селении возле Вены.

Когда пришло известие о кончине‚ это потрясло многих. По всему миру печатали некрологи в газетах‚ говорили прощальные речи‚ закрывали конторы и магазины в день похорон. По завещанию Герцля тело несли на простых черных носилках‚ которые служили для погребения евреев‚ следом шли несколько тысяч человек. "На кладбище началось смятение‚ – вспоминал писатель Стефан Цвейг. – Многие внезапно бросились к гробу с криками‚ рыданиями и воплями в порыве отчаяния... Глядя на это неизмеримое горе‚ разрывавшее души‚ я впервые понял‚ сколько страсти и надежды принес в мир этот человек с помощью единственной идеи".

Траурный номер журнала "Еврейская жизнь" начинался с эпиграфа из С.Надсона: "Не говорите мне – он умер: он живет..." Н.Соколов писал в газете "Га–цфира": "Не звезда исчезла‚ не звезда из бесчисленного множества звезд. Солнце закатилось. Настала ночь‚ и так темна эта ночь‚ что ничего не видно!" Из далекого украинского местечка прислали краткую телеграмму со словами поддержки: "Мужества‚ мужества‚ мужества!"; сионисты Гомеля обещали называть именем Теодор всех мальчиков‚ которые у них родятся в течение ближайшего года; появилось новое имя – Герцль‚ которое стали давать детям в еврейских общинах мира. В.Жаботинский написал о нем: "Не надо обманываться... В рассеянии больше не будет у нас такого человека‚ но‚ может быть‚ он и не понадобится. Гений нужен только для первого шага. Он указал дорогу и дошел до первого привала..‚ а народу идти дальше".

Неминуемо возникает вопрос: в чем самое главное‚ принципиальное отличие Теодора Герцля от прочих еврейских деятелей того времени? Еще до появления Герцля многие выдвигали эту идею – возвращение народа туда‚ откуда он когда–то вышел‚ создание независимого еврейского государства в Эрец Исраэль. Еще до сионистских конгрессов были основаны на этой земле первые еврейские поселения‚ существовали общества Хиббат Цион‚ выходили газеты‚ на страницах которых обсуждали насущные вопросы. Но эти общества мало кто знал‚ эти провинциальные газеты читали только евреи‚ да и то не все‚ эти идеи не интересовали другие народы. Надо было пробиться в большой мир‚ чтобы услышали‚ поняли и признали‚ – об этом образно сказал В.Жаботинский:

"Мы сидели тогда за канавой‚ у края большой дороги жизни‚ а по дороге совершалось величавое шествие народов к историческим их судьбам; мы же‚ как нищие‚ сидели в стороне с протянутой рукою‚ молили о подачке и божились на разных языках‚ что мы вполне заслужили подачку; иногда нам ее давали‚ и нам казалось‚ что мы очень довольны‚ так как нынче хозяин в духе и у него можно выпросить даже не совсем еще обглоданную кость. Но это нам казалось‚ а в глубине души назревало отвращение к месту нищих за канавой‚ к протянутой руке‚ и смутно тянуло на большую дорогу – идти по ней‚ как другие‚ и не просить‚ а самим ковать свое счастье. Тогда пришел он и отозвался на смутный порыв нашей души‚ и сказал нам: "Делайте сами свою историю. Выходите на арену‚ чтобы доля ваша стала отныне делом ваших рук".

В этом и была великая заслуга Теодора Герцля. Это он сделал так‚ чтобы еврейская проблема из частной превратилась во всемирную и заняла место среди насущных проблем человечества. Впервые за тысячи лет изгнания он создал всемирное представительство еврейского народа. Он понял‚ что недостаточно повседневной "муравьиной" деятельности‚ которую мало кто замечает‚ – нужен выход в центр международной политики‚ нужна поддержка королей и глав правительств. В сущности‚ у Герцля не было ни денег‚ ни политической власти‚ и за ним поначалу стояли лишь немногие его последователи. Но у него было имя блестящего журналиста‚ у него была впечатляющая внешность‚ аристократизм поведения и величественные манеры‚ вызывавшие восхищение даже у его противников. У Герцля были свойства мечтателя и трезвого администратора‚ который пренебрегал насмешками‚ иронией и ненавистью: "Старые заключенные неохотно покидают тюрьмы‚ – говорил он в ответ. – Мы теряем тех‚ в лице которых мы ничего не теряем".

А главное‚ у него была вера в правоту и осуществимость своих идей: "Величие еврейского народа‚ – провозглашал Герцль‚ – слишком хорошо знакомо истории‚ чтобы желать его гибели". Это он‚ Теодор Герцль‚ как равный с равными‚ встречался с турецким султаном и германским императором‚ с итальянским королем и папой римским‚ со всеми‚ у кого была власть и влияние в этом мире. Каждому из них он излагал свои идеи и планы‚ словно полномочный представитель еврейского государства‚ и его принимали‚ его выслушивали‚ о нем писали в самых крупных газетах мира. С появлением Герцля еврейский вопрос стал вопросом мирового значения‚ и в этом‚ несомненно‚ самая большая заслуга этого человека.

Многие не понимали в то время‚ как удалось венскому журналисту за столь короткий срок стать еврейским лидером‚ в чем секрет его обаяния и успеха‚ почему короли и главы правительств признавали его тем человеком‚ с которым следует обсуждать будущее еврейского народа. Общественная деятельность Теодора Герцля продолжалась менее десяти лет‚ но еще при жизни он стал легендарной личностью; в этом человеке видели пророка и "царственного трибуна"‚ способного вернуть народу прежнее величие. Его воздействие на окружающих было огромным; Герцля называли "избранником судьбы‚ вождем милостью Божьей": "Счастливы те народы‚ которым судьба вовремя дарит такого предводителя". Конечно‚ у него были недостатки. Временами он вел себя как диктатор. "Герцль допустил немало ошибок‚ – отметил Х. Вейцман‚ – но у него была орлиная зоркость и могучая сила". Он появился в тот момент‚ когда многие были разочарованы неудачами в поселенческом движении. Он ушел из жизни‚ когда сионистское движение насчитывало в своих рядах более ста тысяч человек‚ а цели этого движения стали известны во всем мире.

В своем завещании Герцль просил похоронить его в Вене‚ рядом с отцом‚ "до тех пор‚ пока еврейский народ не перенесет мои останки в Палестину". Это было сделано семнадцатого августа 1949 года‚ через год после образования государства Израиль: останки Теодора Герцля привезли в Иерусалим‚ опустили в могилу и засыпали землей‚ взятой в разных местах Эрец Исраэль. Если вы побываете в Иерусалиме‚ непременно поднимитесь на гору Герцля‚ подойдите к черному камню на могиле и поклонитесь этому человеку.


Высшим органом Сионистской организации являлись сионистские конгрессы‚ а в промежутках между ними руководство осуществлял Исполнительный комитет. В Исполнительный комитет‚ избранный на первом конгрессе‚ вошли от России раввин Ш.Могилёвер из Белостока‚ врачи М.Мандельштам из Киева и Я.Бернштейн–Коган из Кишинева‚ адвокат Я.Ясиновский из Варшавы. После первого Сионистского конгресса почти все общества Хиббат Цион влились в состав всемирной Сионистской организации‚ и сразу же возникли противоречия между новой и старой политикой. "Мы не хотим ввозить поселенцев контрабандным способом... – заявлял Герцль. – Политика "постепенного просачивания" закончится крахом. Рано или поздно непременно настанет момент‚ когда турецкое правительство... закроет ворота перед евреями".

Расчеты Герцля были просты: если ежегодно станут "просачиваться" на эту землю по десять тысяч человек‚ понадобится девятьсот лет‚ чтобы перевезти евреев со всего мира. А потому Герцль выдвинул на первый план дипломатическую активность‚ чтобы получить право на массовое переселение. Его последователи – сторонники "политического" сионизма называли вредной "филантропией" деятельность Э. Ротшильда‚ которая не имела ничего общего с сионистскими целями; М. Нордау обвинял барона в создании заповедника для евреев: "Он‚ погоняющий поселенцев‚ повелевающий ими‚ как господин и владыка‚ взял на себя огромную ответственность и один должен ее нести".

Сторонникам "политического" сионизма возражали приверженцы "практического" сионизма‚ которые выступали за постоянное и неуклонное заселение этой земли. В 1903 году турки начали застраивать Беэр–Шеву и соглашались продать земли вокруг города‚ чтобы еврейские руки и капиталы способствовали развитию юга страны. Менахем Усышкин приехал в Беэр–Шеву с рекомендательным письмом иерусалимского паши‚ и ему предложили на продажу гигантские участки земли – полмиллиона дунамов по дешевой цене‚ включая все "заведомые и непредвиденные" расходы. Усышкин написал письмо в Вену‚ к сионистскому руководству‚ с предложением "незамедлительно приобрести весь район‚ которому предстоит большое будущее‚ когда железная дорога свяжет Египет с Эрец Исраэль". "Я умолял об этом"‚ – вспоминал Усышкин‚ но из Вены пришел ответ: "Покупать земли в Эрец Исраэль нет возможности‚ пока не добьемся чартера".

***

Побывав в Иерусалиме‚ Т. Герцль записал в дневнике: "И если придет день‚ когда Иерусалим вновь станет нашим‚ а у меня еще будут силы работать‚ то первое‚ что я сделаю – я очищу тебя‚ Иерусалим. Всё‚ что не свято‚ я уберу прочь‚ построю дома для работников вне стен... Вся торговля и производства будут перемещены‚ внутри стен останутся лишь дома молитвы и благотворительные учреждения‚ а вокруг‚ на склонах холмов‚ озелененных нашими трудами‚ вырастет новый прекрасный Иерусалим".

Герцль написал роман–утопию о жизни возрожденного еврейского государства. Действие романа происходит через двадцать лет после начала массового переселения в Эрец Исраэль. На этой земле уже появились города с современными зданиями‚ построены подвесные железные дороги‚ по которым ходят скоростные поезда‚ прорыты каналы между Средиземным и Мертвым морем: по ним устремляется вода из–за разницы уровней этих морей‚ приводя в движение турбины электростанций. Гражданам будущего государства предоставлено всеобщее избирательное право для мужчин и женщин‚ бесплатное образование‚ медицинская помощь‚ пособия по старости и при потере здоровья. Все граждане в этом государстве обладают равными правами‚ все религии уважаемы; арабы и евреи живут в дружбе и согласии‚ радость и взаимная любовь царят на этой земле.

Роман называется "Альтнойланд" – в переводе с немецкого это означает "Старо–новая страна" /в русском издании – "Страна возрождения"/; фраза из романа стала лозунгом сионистского движения: "Если захотите‚ это не будет сказкой".

***

Макс Нордау /настоящее имя Симха Меир Зюдфельд/ – врач–психиатр‚ знаменитый философ‚ драматург‚ журналист – родился в семье раввина в Будапеште‚ получил традиционное образование. "Когда мне исполнилось пятнадцать лет‚ – вспоминал он‚ – я оставил еврейский образ жизни и изучение Торы. С тех пор еврейство стало для меня лишь воспоминанием... Я чувствовал себя немцем‚ и только немцем". Имя знаменитого писателя способствовало распространению сионистских идей; "сионизм‚ – определил он‚ – это новое слово для очень старого чувства". На первом конгрессе Нордау произнес блестящую речь о положении евреев в мире; делегаты плакали‚ аплодировали ему‚ восхищались‚ – с тех пор Макс Нордау на каждом конгрессе произносил программные речи. Очевидец отметил: "Он не читает с тетради‚ как другие ораторы‚ а импровизирует. Что за ораторский талант!.. Он совершенно овладевает душой слушателя‚ который делит с ним гнев‚ негодование‚ презрение‚ радость и печаль".

Нордау предрекал‚ что евреи Европы обречены на гибель‚ и лишь создание собственного государства может предотвратить трагедию: "У еврейского народа нет выбора. Вернее‚ у него есть выбор: сионизм или смерть. Сегодняшнее положение означает гибель‚ сионизм означает жизнь". Макс Нордау умер в 1923 году‚ был похоронен в Париже‚ а через три года его прах перевезли на эту землю и захоронили на Старом кладбище в Тель–Авиве.

Нордау писал: "Мы имели Гейне‚ но в его стихах воспевались любовь‚ Рейн и Божья Матерь; мы имели Иегуду Галеви‚ но его еврейская тоска изливалась всецело в гармоническом лиризме; мы имели Дизраэли‚ но то‚ что он создавал‚ было британским империализмом; мы имели Симсона‚ но он принимал крещение‚ чтобы председательствовать в германских парламентах... Впервые за две тысячи лет еврейский народ произвел человека‚ в поразительной степени объединившего европейскую образованность с любовью к еврейству‚ стремление к прогрессу с историческим чутьем... Этот человек – Теодор Герцль‚ и мы потеряли его‚ когда ему было всего сорок четыре года".

***

После смерти Герцля президентом Сионистской организации стал Давид Вольфсон‚ уроженец Ковенской губернии‚ лесоторговец из Германии. Вольфсон был одним из создателей и руководителем Еврейского колониального банка для финансирования различных проектов. Для обозначения ежегодного взноса сионистов Вольфсон ввел термин "шекель" – название еврейской денежной единицы древних времен; свидетельство об уплате "не менее одного шекеля" определяло принадлежность к сионистской организации /шекель соответствовал одной германской марке или сорока российским копейкам/.

Для нового сионистского движения Герцль предложил "белый флаг с семью золотыми звездами‚ где белое поле символически означает светлую новую жизнь‚ а звезды – наш семичасовой рабочий день‚ ибо во имя труда евреи отправляются на свою родину". Взамен этого Давид Вольфсон предложил бело–голубое знамя в соответствии с цветами таллеса‚ еврейского молитвенного облачения. Так появился флаг сионистского движения: в центре магендавид на белом фоне‚ а сверху и снизу две голубые полосы. Теперь это флаг государства Израиль. Перед смертью Герцль назначил Вольфсона опекуном своих детей‚ которым тот помогал всю жизнь. Он умер в 1914 году; возле его постели находилась дочь Герцля‚ которая ухаживала за больным последние его месяцы. В 1952 году останки Давида Вольфсона перевезли из Кельна и погребли рядом с Теодором Герцлем‚ на горе Герцля в Иерусалиме.


назад ~ ОГЛАВЛЕНИЕ ~ далее