ВРЕМЯ РОЖДАТЬСЯ И ВРЕМЯ УМИРАТЬ


Глава пятая

РАЗДОРЫ И ПРИМИРЕНИЯ


1

Некий еврей предстал после смерти перед Небесным судом, и ангел вопросил его:

– Почему ты не помог человеку, который нуждался в твоей поддержке?

Еврей ответил:

– Мне помешала жена.

Ангел рассмеялся:

– Ну и оправдание! Не смог противиться голосу женщины!..

Еврея наказали за прегрешение, но и ангела – за его непродуманные речи – отправили на землю, чтобы стал мужем вздорной женщины.

Утверждали в давние времена: «Нашел жену – нашел себе дом», и во многих еврейских источниках жену называли этим словом – дом.

Шаммай, человек суровый и категоричный, утверждал: «Человек может развестись со своей женой только в одном случае: если она ведет себя недостойно». Другими словами, муж вправе потребовать развод, когда жена не выполняет правила скромности, наносит ущерб его имени, нарушает религиозные законы.

Но Гиллель, современник Шаммая, говорил: «Даже если у нее подгорела еда», – это означает, что отношения между супругами дошли до крайнего состояния, и любой повод достаточен для разрыва семейных отношений.

Тора указывает: «Если возьмет человек жену и станем ее мужем, и если не понравится она ему, потому что он нашел в ней что-либо постыдное, пусть напишет ей разводное письмо, и даст ей в руку, и отошлет ее из дома своего».

В этом письме сказано среди прочего: «…итак, я развожусь с тобой, отсылаю и отпускаю тебя, так что ты вправе выйти замуж за любого человека, и никто с этого дня не может препятствовать тебе».

В одиннадцатом веке рабейну Гершом бен Иегуда из Майнца («Меор га-гола» – «Светоч стран рассеяния») запретил развод против воли жены под угрозой отлучения от общины. Для развода необходимо согласие сторон, после чего раввины составляют документ, подтверждающий разрыв отношений, муж передает его жене в присутствии «свидетелей вручения», – с этого момента она считается разведенной и вправе вступать в новый брак.

У жены тоже есть право на расторжение брака.

Она может обратиться в раввинский суд с просьбой о разводе, если муж перестал содержать ее, хоть и обладает необходимыми средствами. Если он оскорбляет жену, замечен в супружеской неверности, уклоняется от интимных отношений или имеет физические недостатки, препятствующие этому, – а также если муж не соблюдает одно из обязательств по отношению к ней, записанных в брачном контракте.

Со времен царя Давида существовал так называемый «условный развод».

Когда муж уходил на войну или уезжал по делам в отдаленные края, он оставлял жене письмо‚ чтобы была свободна‚ если не вернется к крайнему сроку, указанному в этом документе.

При тогдашних войнах и разбоях на дорогах‚ когда путники пропадали без вести‚ такая предосторожность считалась необходимой, – иначе многие жены оставались бы «агунами» (буквально – связанными), которые по закону не имели права вторично выйти замуж из-за отсутствия сведений о смерти пропавших мужей.

2

Рабби Абба бар Айба постился и пребывал в печали, когда ему приходилось принимать решение о разводе, – на очереди семейная драма второго века новой эры.

Рабби Йосе из Галилеи, Йосе Галилеянин, – была у него жена, приходившаяся рабби племянницей, которая позорила мужа перед мудрецами и учениками.

Однажды они изучали Тору, рабби Йосе Галилеянин и рабби Эльазар бен Азария, а затем пришли поужинать в дом к рабби Йосе.

Он увидел горшок на плите и спросил жену:

– Есть что-нибудь в нем?

Ответила, не желая кормить гостя:

– Травяной отвар.

Рабби открыл горшок, увидел там цыплят, и стали они ужинать.

Рабби Эльазар спросил:

– Учитель мой! Она сказала, что травяной отвар, а там были цыплята.

Пошутил рабби Йосе, чтобы скрыть обман жены:

– То были чудеса.

Когда же закончили есть, сказал рабби Эльазар:

– Учитель, отошли от себя эту женщину, ибо она не делает тебе чести.

Другими словами, разведись с ней и заплати ту сумму, которая полагается ей при разрыве отношений.

Ответил рабби Йосе:

– Большая выплата на мне по брачному договору, и не могу отослать ее.

Сказал тот:

– Мы соберем необходимое для этого.

Так они сделали, и рабби женился на достойной женщине.

На этом история не заканчивается, есть у нее продолжение. Мидраш рассказывает, что бывшая жена рабби вышла замуж за городского стража, напали на них беды, муж ее ослеп, и она водила его по городу, собирая милостыню, обходя стороной дом Йосе Галилеянина.

Но однажды он увидел эту пару на улице, ввергнутых в нищету и унижение, поселил у себя и содержал до конца их дней.

Завершим тему о раздорах и примирениях успешным исходом семейных отношений, повторив при этом слова Шимона бен Гамлиэля, сказанные во втором веке: «Установить мир в своем доме всё равно, что установить его во всем Израиле».

К рабби Исраэлю из Козениц пришел мужчина и попросил развести его с женой.

– Все дни я тяжело работаю, чтобы прокормить семью, – сказал он, – и в субботу желаю получить удовольствие. Но за обедом жена подает сначала рыбу, потом чолнт, а доходит очередь до запеканки, я уже сыт и не хочу есть. Всю неделю мечтаю о ней, и когда ее ставят на стол, не чувствую никакого вкуса и удовольствия. Сколько раз я просил жену, чтобы подавала запеканку в начале обеда, – нет и нет! Так, говорит, поступали в семье моего отца, а обычай нельзя отменять.

Сказал рабби его жене:

– С этого дня готовь две запеканки к субботнему столу. Одну подавай в начале обеда, а другую – в конце, как у твоего отца.

Жена так и сделала, и с тех пор эту запеканку называли «мир в доме».


3


Может ли человек положить огонь за пазуху,
чтобы одежды его не сгорели?
Может ли пройти по горящим углям
и не обжечь себе ноги?
Так и тот, кто входит к жене ближнего своего,
кто прикоснется к ней,
не останется без наказания…
Потому что ревность – ярость мужа,
не пощадит он в день мщения.

Из Книги притч царя Шломо.


Во время раздоров в семье и незаслуженных обвинений раввинский закон часто брал под защиту обиженную женщину.

Рабби Шломо Лурье из Польши приговорил к наказанию молодого человека из Новогрудка‚ оклеветавшего замужнюю женщину. Он встал в синагоге во время службы с двумя зажженными свечами в руках и громко попросил прощения – сначала у Бога‚ а затем у оскорбленной женщины и у ее мужа.

Чистоте семейных отношений уделено немало строк в Библии, в высказываниях законоучителей и в последующих толкованиях раввинов.

В Торе сказано: «Да не будет блудницы из дочерей Израиля, и не будет блудника из сынов Израиля». Среди десяти заповедей, которые Бог дал Аврааму, седьмая из них гласит: «Не прелюбодействуй», а десятая: «Не домогайся жены ближнего твоего».

Мудрецы утверждали: «Человек, совершающий прелюбодеяние, нарушает все десять заповедей», ибо попирающий чистоту семейных отношений «становится разрушителем ограды всего мира».


Если сердце мое пресыщалось женщиной,
и поджидал я у двери ближнего моего, –
пусть мелет чужому жена моя,
и да опустятся на нее другие!

Из Книги Иова.


Еврейский суд сурово относился к супружеской измене, когда она считалась доказанной‚ но бывал снисходителен‚ если существовали малейшие сомнения. Раввины руководствовались талмудическим принципом‚ который гласит: «Дочери израильские должны считаться честными».

*** *** ***

Сохранилось свидетельство о разводе первого века новой эры, которое лишь немногим отличается от подобных документов современности.

«Я, Йосеф, сын Йосефа… даю развод моей жене Мирьям, дочери Ионатана из Наблаты… дабы могла свободно уйти от меня и стать женой любому еврею, какого пожелает».

*** *** ***

В Талмуде записано: «Если женщина вышла замуж за одного, и он умер, затем вышла за другого, и он тоже умер, то за третьего она выходить не должна».

Существует иное мнение: «За третьего ей разрешается выйти, но за четвертого не должна». Однако рабби Моше Иссерлес из Польши сообщал в шестнадцатом веке: «Многие (раввины) стремятся быть терпимыми, когда женщина хочет снова выйти замуж», чтобы могла вновь создать семью и исполнять заповедь Торы «плодитесь и размножайтесь».

Мужчине, потерявшему двух жен, разрешается «не воздерживаться» от третьего брака, но раввины разных времен выступали против этого.

И еще, из опыта поколений:

«Когда разведенный женится на разведенной – четыре головы в одной кровати», ибо каждый из них сравнивает нового избранника с предыдущим.

*** *** ***

Говорил царь Шломо:

– Радуйся жене юности твоей…

Записано в Талмуде: мужчина, теряющий первую свою жену, приравнен к тому, кто жил во время разрушения Иерусалимского Храма. Добавляли к этому знающие люди:

– Всё можно заменить, кроме жены юности твоей.

Рабби Исраэль бен Элиэзер, основатель хасидского движения, (он же Баал Шем Тов – Обладатель доброго имени) сказал, когда у него умерла жена:

– Я надеялся, что, подобно Элиягу-пророку, вознесусь на небо. Но теперь у меня только половина тела, и вознесение невозможно.



назад ~ ОГЛАВЛЕНИЕ ~ далее