ВРЕМЯ РОЖДАТЬСЯ И ВРЕМЯ УМИРАТЬ


РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

Глава седьмая

«ПУСТЬ ВОЙДУТ ВСЕ»


1

Говорил Моше перед уходом из жизни – наставлением народу: «Не переведется нуждающийся на земле, поэтому… должен ты раскрыть руку свою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей».

Благотворительность – важнейшее предписание еврейского Закона, выполнение которого обязательно для каждого. Это не добрая воля обеспеченного человека, а долг перед неимущими, и даже тот, кто нуждается, обязан помогать людям несчастнее его.

Раз уж заговорили на эту тему, напомним историю из Талмуда, которая не потребует дополнительных разъяснений.

Во втором веке новой эры жил на земле Израиля рабби Иегуда га-Наси («наси» в переводе с иврита – патриарх, глава народа).

Однажды случилась засуха, рабби Иегуда открыл хранилище продуктов и заявил:

– Пусть войдут те, кто изучает Тору, Мишну и Гмару, а невежды не входят.

Рабби Ионатан бен Амрам принял такое обличие, чтобы его не узнали, пришел и попросил:

– Учитель, накорми меня.

Тот спросил его:

– Сын мой, ты изучал Тору?

– Нет, – ответил он.

– Изучал Мишну?

– Тоже нет.

– В таком случае, как же я накормлю тебя?

– Накорми меня, как собаку или ворона.

Рабби Иегуда накормил его, и когда тот ушел, воскликнул в волнении:

– Горе мне! Я дал пищу тому, кто не знает Торы.

Рабби Шимон возразил отцу:

– Быть может, это был твой ученик, рабби Ионатан, который не хочет пользоваться благами знатока Торы.

Выяснили, что это действительно был рабби Ионатан, и тогда Иегуда га-Наси возгласил:

– Пусть войдут все!

2

Говорили законоучители: «Оказывай помощь достойному ее и оказывай ее недостойному. Если кто-либо и недостоин твоей помощи, ты достоин оказывать ее».

Материальная или нравственная поддержка обозначается на иврите словом «цдака», что означает – праведность, справедливость; потому и указано: «Благотворительность (”цдака”) по своей важности равна всем остальным заповедям, вместе взятым».

Стоит непременно повторить восемь ступеней благотворительности, которые назвал Рамбам.

На высочайшей из них находится человек, который дает бедному подарок, ссуду или находит для него работу, чтобы поддержать, пока тот не перестанет нуждаться в посторонней помощи;

ступенью ниже стоит человек, который дает пожертвование и не знает при этом, кому он дал, а принимающий не знает, от кого получил;

ступенью ниже стоит человек, который знает, кому он дает пожертвование, но бедняк не знает, от кого получил, – по этой причине неприметно подбрасывали деньги к дверям бедняков;

следующая ступень: нуждающийся знает, кто дал ему пожертвование, но дающему неизвестно, кому оно досталось, – потому и бросали монету за спину, чтобы бедный человек мог поднять ее, не испытывая неловкости (с тех пор сохранилось присловье: «Кинь свое даяние за спину свою»);

ступенью ниже находится человек, который дает деньги нуждающемуся из рук в руки, но прежде, чем тот у него попросит;

еще ниже стоит тот, кто дает только после того, как у него попросят помощи;

еще ниже тот, кто дает меньше своих возможностей, но делает это с приветливым выражением лица;

на последней ступени находится человек, оказывающий помощь с угрюмым видом.

И еще из высказываний Рамбама:

«Кто дает пожертвование неблагосклонно, вперив взор в землю, лишает себя заслуги и утрачивает ее, даже если он дал тысячу монет…

И горе тому, кто позорит бедного, горе ему!»

А рабби Янай увидел человека, который подавал милостыню при посторонних, и сказал с неодобрением:

– Лучше бы ты ничего не давал, чем стыдить и унижать его на глазах у всех.

Но возникает очередной вопрос: а что делать Моше Лейбу, если у него не было порой даже гроша, чтобы отдать ближнему?

Подобное происходило не так уж и редко, и рабби Моше Лейб из Сасова сказал своему другу, рабби Ури из Стрелиска:

– Я знаю, что ты меряешь землю из конца в конец, чтобы собрать пожертвования и помочь вдове, выдать замуж сироту, вызволить из тюрьмы невинного. У меня нет денег, и никогда не было, но мне так хочется сделать для тебя что-нибудь, друг мой, но что?.. Я знаю, знаю, что сделать, чтобы помочь тебе, рабби из Стрелиска! Я спляшу для тебя.

3

Пожертвования евреев, от богачей до бедняков, позволяли проводить обширную благотворительная деятельность. Повсюду существовали общества «Бикур холим» – «Посещение больных»; они содержали больницы и аптеки‚ нанимали врачей и медицинских сестер‚ раздавали бесплатные лекарства.

Члены общества «Мальбиш арумим» – «Одевающие нагих» – давали беднякам одежду и обувь. Общество «Гахнасат кала» – «Введение невесты под свадебный балдахин» – собирало деньги на свадьбу и приданое девушке-сироте или из бедной семьи.

Эта традиция существует очень давно; еще во втором веке рабби Ишмаэль бен Элиша заботился о бедных и некрасивых девушках, которых наряжал и обеспечивал всем необходимым, чтобы они могли выйти замуж (на его похоронах «особенно горько плакали бедные невесты Израиля»).

Сказано в давние времена: «Помогай другим, тогда и тебе помогут. Погребай мертвых, чтобы и ты удостоился достойного погребения».

Уже в первые века новой эры возникли погребальные братства, получившие название «Хевра кадиша» – «Святое братство», которые ведали кладбищами и оплачивали аренду земель‚ где эти кладбища располагались. Члены погребального братства ухаживали за умирающим‚ читали возле него псалмы, а когда он уходил из жизни‚ копали могилу, совершали необходимые погребальные обряды и устанавливали надгробие.

За услуги, который оказывала «Хевра кадиша», платили только состоятельные жители, остальные средства поступали из пожертвований. В иудаизме существует немало указаний о последних днях человека, смерти его и похоронах, поэтому в погребальное братство могли вступить лишь сведущие люди, которые пользовались всеобщим уважением.

Еврейские благотворительные общества устраивали дешевые столовые‚ оказывали поддержку пострадавшим от погромов‚ посылали еврейским солдатам мацу и кошерные продукты, выдавали беспроцентные ссуды и безвозвратные пособия.

После больших пожаров строили для погорельцев временные жилища‚ отправляли им продукты и одежду. В одном местечке отказались от устройства субботних трапез в пользу пострадавших‚ и Шолом Алейхем написал в газете:

«Это значит: все евреи местечка‚ сами нищие‚ всю неделю голодающие‚ чтобы сэкономить что-нибудь на субботу‚ отказались от рыбы и прочих субботних яств‚ чтобы прийти на помощь несчастным погорельцам. Право‚ даже лучший из наших Ротшильдов не в состоянии сделать такого пожертвования!»

По пятницам неимущие евреи шли по улицам за подаянием; в богатых жилищах им давали копейку или две‚ а в бедных домах – одну пятую или одну десятую копейки на каждого просителя.

Таких монет не существовало‚ а потому изготавливали особые марки стоимостью в какую-либо часть копейки, которые жители приобретали в своей общине. Обойдя многие дома, проситель шел в общинную кассу и обменивал собранные марки на равнозначную сумму денег‚ чтобы купить продукты к субботнему столу.

Чем крупнее город, тем больше было в нем благотворительных учреждений.

Евреи Одессы, к примеру, содержали бесплатную больницу для бедняков‚ куда принимали и христиан‚ детский дом сирот на двести человек с начальной школой и музыкальными классами‚ родильный приют для бедных женщин‚ столовую для нуждающихся‚ дом для престарелых на двести пятьдесят человек‚ загородный оздоровительный центр для детей, предрасположенных к туберкулезу.

В Гродно жил Нахум Каплан‚ или‚ как его называли, реб Нохемке, служка в синагоге, который в свободное время ходил по улицам, собирал деньги и вещи‚ а затем раздавал старикам и вдовам, сиротам, больным и ученикам иешив.

В день его похорон закрыли лавки, не работали мастерские, в школах прекратились занятия – тысячи жителей провожали Нохемке на кладбище. Многие годы евреи приходили к его могиле и просили заступничества перед Всевышним; его именем назвали улицу в Гродно, на которой стоит Большая синагога.

4

Судьба человека не предопределена раз навсегда; существуют действия, способные изменить волю Небес. Среди них «цдака», и потому «всякий, кто может оказать милость ближнему, но отказывается, похож на того, кто сам себя лишает жизни»; другими словами, сокращаются дни его – полагают законоучители.

Моше Кроль, (Житомир, Украина):

«Когда моя мать солила на зиму огурцы, квасила капусту или бураки, то неизменно готовила бочки с этими овощами для бедных; в течение зимы к ней приходили женщины и дети с горшками и тарелками, чтобы получить порцию огурцов, капусты и маринованных бураков».

Иехезкель Котик (Каменец-Литовск, Белоруссия):

«Дедушка реб Лейзер по пятницам ходил в баню, где раздевался рядом с бедняками. Увидев у бедного еврея рваные сапоги, он с ним менялся; то же происходило с драными рубахами и штанами: он отдавал собственное и надевал бедняцкое. А когда приходил домой в рваном… бабушка его не узнавала и поднимала крик. Это было непосильным расходом, потому что город платил раввину немного, им едва хватало на жизнь…

Если во время еды в дом приходили бедняки, дедушка приглашал их к столу и отдавал лучшие куски... Он мог пригласить десять-двенадцать человек, а если для нескольких бедняков не хватало еды, дедушка посылал купить хлеба, и никто из них не уходил голодным».

Вернемся ненадолго во второй век новой эры.

Эрец Исраэль – Земля Израиля.

Рабби Меир Баал га-Нес (рабби Меир Чудотворец) зарабатывал три шекеля в день перепиской священных свитков, один из которых он отдавал неимущим.

Прозвище Чудотворец рабби получил за добрые деяния, которые творил с помощью простых слов: «Бог Меира, услышь меня!», – эту молитву евреи последующих поколений повторяли в минуты нужды.

Во многих домах стояли (да и теперь стоят) копилки для пожертвований, которые так и называются: «Копилка рабби Меира». Перед зажиганием субботних свечей женщины – и Сарра Зисл тоже – опускали туда монеты; накопленные деньги шли на нужды общины, а также для помощи евреям в Эрец Исраэль.

К концу девятнадцатого века, после образовании сионистского движения, был создан Еврейский национальный фонд для выкупа, заселения и освоения Земли Израиля. Подготовили десятки тысяч копилок, и Голда Меир вспоминала: «С детских лет помню синюю жестяную копилку‚ что стояла у нас рядом с субботними свечами‚ в которую не только мы‚ но и наши гости еженедельно опускали монеты; такая синяя копилка имелась в каждом еврейском доме‚ где мы бывали».

Еврейский национальный фонд мог сдавать земли в аренду‚ строить на них дороги и создавать новые поселения‚ но не имел права продать ни одного квадратного метра выкупленной земли. Ее приобретали для будущих поколений, каждый, даже самый малый участок рассматривался как общенациональная собственность.


*** *** ***

Выкуп попавших в плен – одна из важнейших обязанностей еврейских общин, ради которой можно использовать даже средства, собранные на благотворительные нужды или на строительство синагоги.

Пленных женщин полагалось выкупать раньше мужчин.

Суд мог обязать мужа выкупить жену.

Откладывающий исполнение этой заповеди ответственен за пребывание в плену другого еврея и как бы повинен в пролитии его крови.

Рассказывали.

Когда рабби Пинхас бен Яир, законоучитель второго века, отправился в путь, чтобы выкупить пленных, воды реки расступились перед ним ради выполнения такого благого дела.

*** *** ***

Из Книги Иова: «Странник не ночевал на улице, и двери мои открывал я путнику». Законоучители добавили свое: «Да будет дом твой открыт настежь; пусть бедные будут у тебя как домочадцы».

Третий век. Жил в Вавилоне рабби Хуна, который в течение сорока лет возглавлял академию в городе Сура. Перед каждым субботним днем двери его дома распахивались, и рабби Хуна возглашал:

– Всякий, кто нуждается, пусть войдет и присоединится к трапезе.

На похоронах впереди процессии шел кто-либо из погребального братства, держал в руке кружку и призывал: «Милостыня спасает от смерти!» Даже на свадьбах пели порой на идише:


Прислушайтесь, жених и невеста:
кто стучится в вашу дверь?
О бедняках тоже стоит подумать,
поделиться по-доброму и с охотой.


*** *** ***

Талмуд указывает: «…помогают иноверцам наравне с бедняками Израиля, ухаживают за больными иноверцами так же, как за больными евреями, хоронят умерших иноверцев наравне с умершими евреями».

В 1891 году в России был голод‚ от которого пострадали многие. В еврейском журнале «Восход» написали: «Над Россией стряслась беда... Любимы или нелюбимы мы в России; сытно или голодно кормит она нас – разве об этом вправе мы думать в теперешние тяжелые дни?»

Евреи Проскурова собрали в пользу голодающих христиан 5000 рублей‚ евреи Аккермана – 2000‚ в Ромнах пожертвовали 1000 рублей‚ в Велиже – 500‚ в Новой Ушице – тоже 500, а в Переяславе устроили общественную лавку‚ откуда христианам и евреям отпускали муку по удешевленной цене.

*** *** ***

В один из дней рабби Нафтали из Ропшиц пришел из синагоги очень усталый.

– Что с тобой? – спросила его жена.

– Проповедь была нелегкой, – ответил рабби. – Я говорил о нуждах бедного человека, которому нужно купить мацу, вино, прочие продукты для праздника Песах.

– И чего тебе удалось добиться?

– Полдела сделано, – сказал рабби. – Бедные уже готовы получать пожертвования, но готовы ли дать богатые, этого я еще не знаю.



назад ~ ОГЛАВЛЕНИЕ ~ далее