ВРЕМЯ РОЖДАТЬСЯ И ВРЕМЯ УМИРАТЬ


РАЗДЕЛ ТРИНАДЦАТЫЙ


Глава четвертая

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА

1

Проще всего задать вопрос: когда придет избавитель?

Труднее на него ответить.

«Вот наступают дни, – сказал Господь Бог, – когда пошлю Я голод на землю: не голод на хлеб и безводье, а (голод и жажду) внимать словам Господа».

             И будет,
Когда продлятся дни, от века те же,
Все на одно лицо, вчера как завтра,
Дни, просто дни без имени и цвета…
 
              Тогда настанет Голод.
Великий, дивный Голод – мир о нем
Еще не слышал: Голод не о хлебе
И зрелищах, но Голод – о Мессии!..
        
                И служанка,
У очага поленья раздувая,
Вдруг высунет испачканное сажей
Свое лицо: не близится ль Мессия,
Не слышно ли могучего раската
Его трубы…

Хаим Нахман Бялик, «…И будет»,
перевод Владимира Жаботинского.


Пророчествовал Хаваккук (Аввакум) – словами Господа: «Если замедлит, жди его, ибо придет непременно, не опоздает…»

Евреи просят Всевышнего в молитве: «Собери нас, всех вместе, с четырех концов света на нашей земле», и по сей день перечисляют тринадцать основ веры, одна из которых гласит: «Верую полной верой в пришествие Машиаха, и, хотя он задерживается, каждый день буду ожидать его».

2

Кто же он, избавитель Машиах, ожиданием которого полны пророчества?

Явился ли на свет от непорочного зачатия, как верят христиане, ожидая второго его пришествия, или впервые объявится в один из дней, на что веками надеются евреи?

В июле 1263 года по настоянию арагонского короля Хайме I состоялся диспут, на котором еврейскую сторону представлял рабби Моше бен Нахман, а против него выступал доминиканский монах, крещеный еврей Пабло Кристиани.

Диспут проходил в Барселоне в присутствии короля и его придворных, кардинала, епископов и монахов. Рабби Моше был немолод, на семидесятом году жизни; он отвечал гордо, с достоинством, и свое выступление начал такими словами: «Я исполню повеление короля, государя моего, если вы разрешите мне говорить, как я хочу… И сам король велел мне говорить, как хочу».

И рабби продолжил:

«Итак, мы согласились, что сначала начнем говорить о Машиахе. Пришел ли он уже, как верят христиане, или должен прийти, как верят иудеи. Затем будем говорить о том, является ли Машиах Богом, или же он человек, родившийся от мужчины и женщины. И наконец о том, кто придерживается истинного учения: мы или христиане».

И далее, из «Книги о диспуте» рабби Моше бен Нахмана: «Тогда начал говорить брат Пабло, заявив, что докажет с помощью нашего Талмуда: Машиах, о котором свидетельствуют пророки, уже пришел». Пабло Кристиани пытался оспаривать доводы рабби Моше, но трудно было противостоять духовному руководителю евреев Испании, законоучителю и философу.

«Разум не приемлет», – заявил рабби Моше. Противоречит природе вещей, что велением Бога, Творца неба и земли, Машиах стал зародышем в чреве еврейки, родился, вырос и казнен, «после чего, как вы утверждаете, он ожил и вознесся на небо». Библейские пророки не упоминали ни о чем подобном, рассматривая его как человека из плоти и крови.

Иисус не может быть Машиахом, с его появлением не прекратились войны, хотя существует пророчество от Бога, что с приходом избавителя «не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать».

Рабби Моше сказал, обращаясь к королю: «Но от дней Иисуса и поныне немало войн, весь мир полон насилия и грабежа, а христиане проливают кровь не менее других народов. Как же трудно будет тебе, государь мой, и ратникам твоим, если они перестанут учиться воевать».

Евреи Барселоны просили рабби Моше закончить полемику, опасаясь преследований церкви, однако король потребовал продолжить ее.

После четвертого дня диспута Хайме I прекратил его, подарил рабби триста динаров и сказал: «Я не видел ни одного человека, который был не прав, но доказывал это так же хорошо, как ты».

По требованию духовенства рабби Моше бен Нахман составил «Книгу о диспуте» – последовательное изложение полемики, однако его обвинили в клевете на христианство и приговорили к изгнанию из Арагонии. Он жил в Кастилии и на юге Франции, через несколько лет приехал в Иерусалим, но об этом читатель уже знает.

3

Вера в заветные времена не иссякала, несмотря на долгие ожидания, – пророчества подпитывали ее описаниями будущего.

Иешаягу: «Скажите торопливым сердцем: укрепитесь, не бойтесь… Избавленные Господом возвратятся, придут в Сион с ликованием».

Амос: «И отстроят они опустевшие города, и поселятся в них, и насадят виноградники и будут пить вино их, и разведут сады, и станут есть плоды их».

Ирмиягу: «И превращу Я скорбь их в веселье, и утешу Я их, и порадую Я их после горести их».

Зхария (Захария): «Еще будут сидеть старики со старухами на площадях Иерусалима, каждый с посохом своим в руке его – от глубокой старости».

Миха (Михей): «И будут они сидеть – каждый под виноградной лозой своей и под своей смоковницей, и никто не устрашит их».

Почему выбрана смоковница, фиговое дерево, на котором вызревает смоква, она же инжир, – а не другое дерево? Не бывает случайного в пророчествах: у смоковницы раскидистые ветви и широкие листья. Она дает много тени, в которой может расположиться на отдых вся семья, спасаясь от жаркого зноя.


Тогда наполнятся уста наши смехом
и язык наш – пением.
Скажут тогда между народами:
«Великое сотворил Господь с этими!..»
Возврати, Господи, пленников наших,
как потоки на юге.

Из псалма царя Давида.


За десятилетие до разрушения Первого Иерусалимского Храма Навуходоносор увел в Вавилон тысячи жителей Иудеи, – среди попавших на чужбину оказался пророк Иехезкель (имя его в переводе с иврита – да укрепит Бог).

«И было слово Господа ко мне сказано: сын человеческий! Говори сынам народа твоего…»

Иехезкель стал первым пророком вне Земли Израиля, духовным руководителем евреев в Вавилоне; к нему обращались старейшины народа, чтобы «вопрошать Бога» (он прожил в изгнании до конца дней, гробница его, по преданию, расположена южнее теперешнего Багдада, возле города Хилла, где протекает река Евфрат).

Пророчествовал Иехезкель:

«Так сказал Господь Бог… И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу… И земля эта опустошенная будет возделана вместо того, чтобы быть пустыней пред глазами всех проходящих… И поселитесь на земле, которую дал Я отцам вашим, и будете Мне народом, а Я буду вам Богом».

В своих видениях пророк увидел «иссохшие кости», восставшие к жизни, – описание возрождения народа после долгих веков рассеяния (рассказ об этом в дальнейшем).

В талмудическом трактате приведены вопросы, которые зададут душе человека на Небесном суде. Один из них таков: «Ожидал ли ты прихода избавителя?» или настолько свыкся с изгнанием, что стало оно привычным, а кому-то и необременительным?

Но пророчествовал Иехезкель – речением Бога: «Не бывать тому, сказанному вами: ”Станем, как (другие) народы…” Выведу вас из народов, и соберу вас из стран, в которых рассеяны вы, рукой крепкой и мышцей простертой, и яростью изливающейся».

«Геула» на иврите означает – избавление.

Избавитель Машиах – помазанник в буквальном переводе с иврита. Помазание головы елеем совершали при посвящении в первосвященники и цари; первыми из царей были Шауль, Давид и Шломо, – помазан будет и избавитель Машиах, который явится в конце времен.

Традиция утверждает, что он прямой потомок царя Давида, как сказано у пророка Ирмиягу словами Бога: «В те дни и в то время взращу Я Давиду праведный росток, и будет он вершить суд и правду на земле».

Может возникнуть вопрос: почему именно Давид, а не кто-либо другой, станет предком избавителя?

Тому есть разъяснение.

Царь Давид объединил под своей властью двенадцать колен Израиля, отстроил и расширил Иерусалим, перенес туда Ковчег завета. Город стал не только столицей еврейского государства‚ но и его религиозным центром, куда три раза в год, в праздники Песах, Шавуот и Суккот приходили евреи со всех концов страны, чтобы «показаться перед лицом Бога».

Об этом – в псалме Давида:


Радовался я, когда сказали мне:
в дом Господа пойдем.
Стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим.
Иерусалим, устроенный как город,
слитый воедино.


Давид создал постоянное войско и покорил народы, которые угрожали Израилю. При нем государство протянулось от берегов Евфрата на севере до Акабского залива на юге с выходом в Красное море; от Средиземного моря на западе до Аравийского полуострова на востоке, с обширными территориями Заиорданья.

При Давиде страна обрела покой, что позволило Шломо, его сыну, возвести Храм в Иерусалиме. Поэтому Машиах и вошел в традицию народа, как потомок царя Давида, самого знаменитого и легендарного правителя страны.

Моше вывел евреев из Египта, освободив от рабства, в Талмуде он назван «первым избавителем» народа; «последним избавителем» будет Машиах. Полагают, что имя его – Менахем (в переводе с иврита – утешитель); написано в Свитке плача пророка Ирмиягу: «…ибо далеко от меня утешитель, кто успокоил бы душу мою».

Человеку не дано знать день прихода Машиаха; если бы прежние поколения знали‚ сколько веков еще должно пройти, как бы они перенесли муки изгнания?


Пробудись, почему спишь Ты, Господи?
Пробудись, не оставь навсегда!
Отчего скрываешь Ты лицо свое?..
Встань на помощь нам и выручи нас…


4

В разные времена объявлялись предсказатели, которые искали и находили, казалось, приметы скорого прихода Машиаха, отчаивались и снова отыскивали уже в других странах и поколениях.

Каждый из них пытался определить время его появления, связывая это с великими бедствиями народа или вычисляя из библейских текстов. Тут же возникали необоснованные надежды и скорые разочарования, которые вели порой к отпадению от веры, и мудрецы постановили: день прихода избавителя – это «великая тайна».

Нельзя постичь замысел Всевышнего: «Если я пойму Его, то стану Им». Потому сказано от имени рабби Ионатана: «Да сгинут кости тех, кто вычисляет дату конца времен. Ибо они говорят: вот подошло время, и он не пришел, значит, не придет никогда».

А рабби Яаков Ицхах из Пшисхи, по прозвищу Святой еврей, сказал:

– Все расчеты наступления конца света фальшивы, и все попытки приблизить приход Машиаха обречены на провал… Безусловно, тут сокрыта тайна. Но тот, кто знаком с ней, не в состоянии сделать ее явной, а кто делает вид, что открывает ее, не знает на самом деле.

И тем не менее, их было немало, предсказателей конца дней, назовем лишь некоторых.

Предостерегали в давние времена: если после 471 года новой эры предложат «купить поле за один динарий, которое стоит тысячу динариев, – не покупай его. Ибо вскоре придет Машиах, и поля будут раздаваться даром».

Иегуда га-Леви, поэт и философ – было ему видение, что избавление наступит в 4890 году от сотворения мира, то есть в 1130 году;

некий прорицатель определил по звездам приход Машиаха – год 1146-й;

изгнание евреев из Испании со многими жертвами в 1492 году вновь вызвало надежды на избавителя, а с ними и предсказания о скором приходе Машиаха;

его появление ожидали к 1575 году, и многие отправились в Эрец Исраэль для встречи с избавителем, – они поселились в городе Цфате, ибо верили, что впервые он объявится в горах Галилеи.

1648 год.

По еврейскому летосчислению это был 5408 год от сотворения мира‚ и в каббалистической книге «Зогар» записано: «В шестое тысячелетие‚ по истечении 408 лет (5408), все подземные обитатели воскреснут‚ ибо сказано: в этот юбилейный год каждый из вас вернется в свой удел».

Но в том году – вместо прихода избавителя – началось восстание казаков во главе с Богданом Хмельницким‚ которого евреи называли «Хмель-злодей, да сотрется имя его». Гибель многих евреев Украины заставила задуматься над таким совпадением, и рабби Шабтай Шефтель Горовиц взывал к Богу: «В 408 году шестого тысячелетия, когда я надеялся выйти на свободу‚ враги решили искоренить Твой народ».

Потрясение было велико‚ но оно не уничтожило мессианских надежд; наоборот‚ стали говорить‚ что мучения и жертвы народа подтверждают близость прихода избавителя. Этому‚ как сказано‚ должны предшествовать великие потрясения‚ всё то‚ что в еврейской мистике называется «хевлей Машиах», «муки его рождения». Казацкая резня на Украине – первый приступ родовых мук‚ начало того избавления‚ когда спасенный Израиль вернется на свою землю со всех концов мира.

Один из беглецов с Украины взывал к Богу: «Когда же наступит время последних чудес? Сыновья Твои и дочери отданы в руки чужого народа. Покажи же нам чудеса, как во дни исхода из Египта».


*** *** ***

Елей для первосвященников и царей изготовили по указанию Бога во время странствия по пустыне: «Елей для священного помазания – да будет это Мне в поколениях ваших».

В его состав входили, среди прочего, ароматическая смола мирра, корица и оливковое масло в заданных пропорциях, – этого состава, который изготовил Моше, хватило на многие помазания. Елей хранился в Первом Иерусалимском Храме, перед его разрушением остаток спрятали в тайнике вместе с Ковчегом завета.

*** *** ***

В пятнадцатом веке жил в Испании каббалист Йосеф дела Рейна, который решил ускорить пришествие Машиаха, чтобы наступило избавление народа.

Из немногих сведений о нем известно, что с помощью магических приемов Йосеф дела Рейна одолел Самаэля, ангела смерти, «связав его святыми именами», одолел также Лилит, царицу демонов, однако старания Йосефа закончились неудачей, и он погиб.

В последующие времена осуждали его попытку обратиться к магии, чтобы приблизить приход Машиаха, но в двадцатом веке появились на этот сюжет рассказы, повести, пьесы и баллады.

*** *** ***

Рабби Исраэль из Ружина воскликнул однажды:

– Почему Машиах не приходит? Не полагает ли он, что следующее поколение будет лучше нашего? Так я заявляю ему: нет и нет! Оно будет хуже, намного хуже!

Рабби Исраэль из Козениц просил Бога:

– Владыка Вселенной! Ты же знаешь, что сыны Израиля непомерно страдают, а потому достойны спасения. Но если по причинам, мне неведомым, Ты еще не желаешь этого, то спаси, по крайней мере, остальные народы, и сделай это поскорее.

А рабби Пинхас из местечка Корец укорял маловерных:

– Надо быть слепым, чтобы не видеть света Машиаха.

*** *** ***

В 1799 году Наполеон привел свои войска в Эрец Исраэль, и от его имени распространяли воззвание к евреям Азии и Африки – встать под знамена Франции для восстановления «древнего Иерусалима» и Иерусалимского Храма. «Законные наследники земли! Торопитесь! Наступил момент‚ который‚ быть может‚ не повторится еще тысячи лет...».

В начале девятнадцатого века Россия была накануне войны с Францией, и Святейший Синод повелел возглашать в церквах анафему Наполеону Бонапарту. В русских газетах писали:

«Наполеон кончил тем‚ что провозгласил себя спасителем жидов...»;

«Наполеон приказал объявить себя мессиею жидов‚ дабы повсюду иметь своих лазутчиков…»;

«Белены он обожрался: против Бога поднял нос. И мессиею назвался: экой змей-горыныч – пёс».



назад ~ ОГЛАВЛЕНИЕ ~ далее