ВРЕМЯ РОЖДАТЬСЯ И ВРЕМЯ УМИРАТЬ


Глава шестая

«ДУХ МУДРОСТИ И ПОНИМАНИЯ…»

1

Во все времена возникал вопрос: когда, при каких обстоятельствах завершатся тяготы рассеяния и наступят мессианские времена?

Отвечал на это рабби Элиэзер:

– Если раскаются, придет избавление, если не раскаются – не будет его.

Другими словами, Машиах явится в такой век, когда весь народ станет праведным, или же (существует и такая версия) – когда окончательно погрязнет в грехах.

Каковы же признаки нераскаявшегося, погрязшего в пороках поколения?

Об этом можно прочитать в Талмуде.

Перед появлением Машиаха «мудрость знатоков оскудеет» и уменьшится число сведущих в Торе. Наглость возрастет и дерзость умножится. Беззаконие возьмет верх. Сын перестанет слушать отца, дочь будет ссориться с матерью, молодой начнет презирать старого, дороговизна возрастет и не останется денег в кошельке.

Но это еще не всё.

Доносчики восторжествуют. Благочестивые будут в презрении. Дети превзойдут лукавством стариков. «Лицо поколения уподобится морде собаки» по бесстыдству, за одной бедой явится другая, народ Израиля отчается и перестанет ожидать Машиаха, – тогда он и придет.

Рабби Зеира услышал эти предсказания и сказал:

– Прошу вас, не отдаляйте приход избавителя такими разговорами.

2

Расскажем теперь о «Книге Зерубавеля» (седьмой век новой эры), в которой описаны видения конца дней: первым явится в мир Машиах бен Йосеф, потомок Йосефа, родоначальника одного из колен Израиля, а следом за ним Машиах бен Давид.

О том же сообщал Саадия Гаон в «Книге верований и мнений», – вот краткий пересказ тех событий, которые в иносказательном виде повествуют об окончательной борьбе добра со злом.

Начнется с того, что в Риме воздвигнут глыбу мрамора с телом прекрасной обольстительницы. Придет Сатан, он же Блияал, «князь тьмы», возляжет с ней, и от их соития родится Армилус, «сын Сатана и камня», наглый и бесстыжий, который воцарится в Риме, и каждый, взглянув на него, ощутит ужас и смятение.

Машиах бен Йосеф явится перед концом дней на горах Галилеи, соберутся к нему сыновья Израиля, спустятся они с гор и войдут в Иерусалим. Но поднимется на них Армилус и девять царей с ним; будет жестокая битва, ворвется Армилус в город, поразит многих, – среди убитых окажется Машиах бен Йосеф.

Придут в смятение маловерные из народа: «Этот человек, на которого мы надеялись, убит, – нет больше избавления Израилю»; прилепятся они к другим народам и сгинут. А Армилус пробудет в Иерусалиме месяцы «злого царства», изгонит евреев в пустыню, голодных, раздетых, жаждущих глотка воды, и одни отступятся там от Закона, а другим прояснится сокровенное, и укрепятся в вере.

Саадия Гаон утверждал в своей книге: если еврейский народ совершит полное покаяние, то явится Машиах бен Давид, и не потребуется появление его предшественника. Но ежели раскаяние не произойдет, то первым придет Машиах бен Йосеф и будет воевать с врагом, чтобы подготовить приход избавителя из рода Давида.

Подобное развитие событий описано и в других сочинениях Средних веков, оказавших влияние на евреев разных поколений, однако не все мудрецы Израиля их принимали, отвергая категорически: «Есть вещи, о которых мы не будем знать до того, как они произойдут».

Пойдем, тем не менее, дальше.

Когда наступит время Машиаха бен Давида, явится сначала Элиягу, его провозвестник, как сказано у пророка Малахи со слов Всевышнего:

«Вот, Я посылаю к вам Элиягу-пророка перед наступлением дня Господа, великого и страшного. И возвратит он сердца отцов к сыновьям, и сердца сыновей к отцам их, дабы не пришел Я и не поразил землю истреблением».

Элиягу совершит помазание «сына человеческого», Машиах бен Давид облачится в одежды возмездия, взойдет к Иерусалиму, и убит будет Армилус, а народ поселится на земле своей, чтобы отстроить развалины и насадить виноградники.

Но объявится Гог в земле Магог, жестокий и кровожадный (сказано и такое: их будет двое, Гог и Магог), и замыслит: «Поднимусь на страну неукрепленную, пойду на успокоившихся, обитающих в безопасности».

«В конце дней будет это», когда подступит Гог к Иерусалиму с северными народами, «как туча, покрывающая землю», чтобы грабить и властвовать.

Иехезкель пророчествовал от имени Бога:

«И будет в день тот, в день прихода Гога на землю Израиля, – слово Господа Бога! – возгорится гнев Мой в ярости Моей… На горах Израиля падешь ты (Гог) и все отряды твои, и народы, которые с тобой… И станет погребать их дом Израиля, чтобы очистить землю эту, семь месяцев».

Так закончится окончательная битва между силами добра и зла. Гог из земли Магог потерпит поражение от Бога, всё оружие будет уничтожено, и станет царствовать в мире Машиах бен Давид.

3

Ицхак Башевис-Зингер, из книги воспоминаний:

«Мойше Блехер с Крохмальной, 10, простой жестянщик, бедняк… В глазах его была мечтательность, ни у кого больше такой я не видел. Можно было предположить, что эти глаза видят тайны прошлого и, возможно, будущего.

Мойше был вроде знатока Торы и часто спорил с моим отцом о приходе Машиаха… Особенно его интересовали туманные пророчества Даниэля. Он всегда был погружен в них, и когда бы их ни упомянули, его глаза становились еще более мечтательными…

Иногда он задавал отцу трудные вопросы. Хотел знать, сколько времени пройдет между мученичеством первого Машиаха, сына Йосефа, и появлением второго, сына Давида… Сколько времени от прихода Машиаха до воскрешения из мертвых? И когда… Когда? Когда?»

Можно задать и такой вопрос: по какому пути войдет избавитель в Иерусалим?

Зхария приводит «пророческое слово Господа»: «Возликуй, дочь Сиона, радуйся, дочь Иерусалима: вот царь твой придет к тебе… он беден и восседает на осле…»

Это предсказание получило развитие в народной традиции: Машиах появится на Масличной горе, спустится с ее вершины на белом осле и въедет на Храмовую гору через Золотые ворота (на иврите «Шаар га-рахамим» – Врата милосердия).

Эти ворота закрыли в давние времена, заперты они и по сей день; через них в Иерусалим должен войти избавитель, через них вернется и Шхина, Божественное присутствие на земле, когда будет восстановлен Иерусалимский Храм.

Каков же он, Машиах бен Давид, «сын человеческий»?

Пророк Иешаягу назвал важнейшие признаки истинного избавителя: «Снизойдет на него дух Господа, дух мудрости и понимания, дух совета и силы, дух знания и боязни Господа... и не по взгляду глаз своих будет он судить, и не по слуху ушей своих будет он решать дела».

С приходом избавителя сбудутся библейские предсказания: Машиах победит врагов Израиля, соберет свой народ в странах рассеяния и вернет на землю предков. С его приходом вражда и рознь в мире будут уничтожены; он восстановит Сангедрин, высший законодательный и судебный орган еврейского народа, который признает его царем Израиля.

Каким станет мир, когда наступит царство избавителя? Об этом у пророков сказано немало.

«И будет в тот день… отзовусь Я небесам, а они отзовутся земле, а земля отзовется хлебу, и вину, и маслу, а они отзовутся Израилю…»

«Вот, посылаю Я вам хлеб и вино, и оливковое масло, и насыщайтесь этим, и больше не предам Я вас на позор народам…»

«Полна будет земля знанием Господа, как море полно водами…»

«Не будут они строить, а другие – жить, не будут они сажать, а другие – есть…»

«И станет жить народ мой в обители мира‚ и в жилищах безопасных, и в покоях тихих…»

О временах Машиаха можно прочитать и в псалме царя Давида:


И будет властвовать он
от моря до моря, и от реки до концов земли…
И поклонятся ему все цари,
все народы служить будут ему.


Эти слова требуют разъяснения.

Спасение придет не только народу Израиля, но и всем народам, которые уверуют в единого Бога. «Ибо из Сиона выйдет Тора, и из Иерусалима – слово Господа… – пророчествовал Иешаягу. – И перекуют они мечи свои на орала, и копья свои – на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать».

Приход Машиаха станет завершением исторического процесса на земле, «и в тот день будет Господь един (для всех) и имя Его – едино». Воцарится мир на земле, мир всеобщего согласия без голода, страданий и притеснений, вражды и ненависти между народами.

Однако, утверждал Рамбам, «пусть никто не думает, что в дни Машиаха будет отменен заведенный порядок вещей или внесено нечто новое в творение».

Значит ли это, что одно из пророчеств Иешаягу следует воспринимать иносказательно, в образных выражениях: «И волк будет жить рядом с ягненком‚ и леопард будет лежать с козленком; и телец‚ и молодой лев‚ и вол будут вместе; и маленький мальчик будет водить их...»?

4

Осталось добавить немного.

Мудрецы Талмуда полагали, что «нет более явного признака приближения конца времен, чем тот, на который указывает пророк Иехезкель»: «А вы, горы Израиля, ветви свои дадите и плоды свои вознесете народу Моему, Израилю, ибо скоро придут они… и заселены будут города, и развалины будут отстроены».

Девятнадцатый век.

Многие раввины того времени выступали против призыва сионистов к поселению евреев на Земле Израиля и созданию еврейского государства. Усилиями человека невозможно изменить судьбу народа, считали они; Бог отправил народ в рассеяние за прегрешения, и только Он вернет его обратно.

«Избавление придет к нам от Господа‚ Который пошлет Машиаха‚ чтобы привести нас на Святую Землю. Мы не желаем свободы от человека‚ кем бы он ни был‚ а хотим ее от Всевышнего».

Споры не утихали и не утихают многие годы.

Раввин Моше Шрайбер из Германии заявил в первой половине девятнадцатого века: «На что нам новшества‚ которые не ценили наши предки? Если дело поселения хорошо и угодно в глазах Господа‚ почему же предки наши не брались за него?»

Через десятилетия ответил на это раввин Шмуэль Могилёвер из Белостока: поселение евреев в Эрец Исраэль должно стать началом избавления, которое завершится приходом Машиаха.

Из его послания Первому сионистскому конгрессу (1897 год):

«Все сыны Сиона должны быть совершенно убеждены в том, что возвращение в нашу страну, выкуп земель, строительство домов, разведение садов и обработка полей – есть одна из главнейших заповедей Торы».

Воссоединение на Земле Израиля – это «киббуц галуйот», собирание, возвращение изгнанных. Раввин Цви Гирш Калишер из города Торунь в Пруссии писал: «Не следует думать, будто конечное избавление, которого мы ждем, начнется с того, что Всевышний внезапно спустится с Небес на землю и скажет своему народу: вернитесь в Эрец Исраэль!»

Поселение евреев на Земле Израиля должно стать началом избавления, а потому раввин Цви Гирш возглашал: «Когда же мы позаботимся о доме своем? Доколе будем любить чужих и обнимать землю чужую?.. Встаньте‚ пробудитесь для дела заселения страны… ибо без еврейских поселений как может начаться собирание народа?»

Раввин Иегуда Алкалай из Сербии тоже призывал евреев «совершить усилие и подняться в Иерусалим», потому что «земля наша в запустении; нам самим придется построить дома‚ вырыть колодцы‚ насадить виноградники и масличные деревья… И хотя предприятие наше начнется скромно‚ его ждет величайшее будущее».

Ему принадлежат и такие слова: «Тора и разумение обязывают нас делать всё‚ что в наших силах‚ путем естественным, – остальное довершит чудо».

*** *** ***

Магог указан в Торе как сын Яфета и внук Ноаха. Обитал он – есть такое предположение – на севере Кавказа, возле Каспийского моря, однако к войне с Машиахом этот Магог не имеет, очевидно, никакого отношения.

С давних времен существовали представления о том, что Гог и Магог относятся к «северным» народам, что отметил Иосиф Флавий в книге «Иудейские древности»: «Магог же положил начало тому народу, который от него получил название Магог, а ими (греками) именуется скифами».

В средневековых хрониках упоминаются «нечистые» народы с диковинными названиями, которых Александр Македонский окружил непроходимой стеной. Это «и аног, и агег, и ахеназ, и дефар, и потинеи, и ливии, и аланы, и фисолники, и аркнеи, и асалтурии …»

Среди них, конечно же, «Гог, который сражается мечом, и Магог, который предсказывает, проклинает и благословляет».


*** *** ***

Рамбам:

«Как могли мы изучать Закон, если нас гнали из города в город, из страны в страну?..

Наши мудрецы и пророки страстно желали прихода Машиаха – не для того, чтобы править миром или властвовать над народами, не для того, чтобы есть, пить и радоваться, но целиком отдаться постижению Торы и мудрости, дабы никто их не угнетал и не отвлекал от учения».

Рабби Ицхак Меир из польского города Гура-Кальвария, основатель движения Гурских хасидов, говорил:

– Пока мы способны терпеть изгнание, избавление не настанет.

Рабби Менахем Мендл из Коцка был более категоричен:

– Легче избавить Израиль от изгнания, чем изгнание от Израиля.

А рабби Нахман из Брацлава сказал:

– Когда явится Машиах, всё останется по-прежнему, разве что люди устыдятся своей глупости.

*** *** ***

Существуют разные предположения о сроках правления Машиаха, – но что же произойдет дальше?

Вопрос не простой. Для этого предстоит затронуть такие понятия, как Страшный суд, восстание из мертвых и грядущий мир, которые непросты для автора, непросты будут и для читателя, – придется набраться терпения и вновь обратиться к Рамбаму, который советовал (по-иному, однако, поводу):

«Обрати усилия своего разума на последующие главы, касающиеся великого и возвышенного предмета, – они гвоздь, на который всё навешено, и столб, на котором всё утверждено».



назад ~ ОГЛАВЛЕНИЕ ~ далее