ЧАСТЬ ВТОРАЯ
(1772 – 1881 годы)
ОЧЕРК ШЕСТНАДЦАТЫЙ
Евреи Центральной и Западной Европы в середине восемнадцатого века. Разделы Польши. Правление Екатерины II и введение черты оседлости.
1
В середине восемнадцатого века жило в Европе более полутора миллиона евреев – в тесноте‚ нищете‚ унижении и бесправии. Условия их существования диктовали правительства‚ землевладельцы и магистраты городов‚ и это были отношения между хозяевами и пришельцами‚ даже если пришельцы и жили в этой стране уже много веков. Им отводили места для жилья и разрешали заниматься определенными промыслами при ограничивающих условиях‚ чтобы их конкуренция не вредила коренному населению. Юридически евреи были временными жильцами повсюду‚ на любой земле‚ можно сказать – вечными иностранцами‚ но если прочих иностранцев защищали договоры между странами‚ то у евреев не было своего государства на земном шаре‚ и ни один международный договор на них не распространялся.
За право жительства евреи платили особый подушный налог‚ как его называли – налог "за покровительство"‚ налог "за терпимость"‚ а также прочие специальные налоги: это была как бы повышенная квартирная плата с бездомных и безответных жильцов. В некоторых странах закон даже ограничивал прирост еврейского населения и определял максимальное число браков в каждой семье. В Моравии‚ например‚ по особому "семейному закону" только старший сын в еврейской семье мог вступать в брак‚ "чтобы число семейств не увеличилось"‚ – и этот закон существовал там до середины девятнадцатого века.
Во всех германских государствах было тогда около двухсот тысяч евреев‚ и каждое из государств устанавливало преграды на своих границах. Переезжая из страны в страну и даже из города в город в пределах одной страны‚ еврей должен был платить особую пошлину. И у ворот каждого города‚ на границе каждого германского государства повторялась одна и та же унизительная процедура с непременными издевательствами: со всякого еврея брали точно такую же поголовную пошлину‚ какая была установлена для ввоза скота.
"Есть государства (в составе Германии)‚ – писал в 1781 году прусский экономист‚ историк и дипломат Христиан Вильгельм Дом‚ – где жительство евреям совершенно запрещено‚ где только путешественникам разрешается за определенную плату пользоваться покровительством местной власти‚ иногда на одну ночь... Если еврейский отец имеет нескольких сыновей‚ то лишь одному из них имеет он право оставить льготу на проживание в стране‚ а прочих вынужден отсылать в другие страны‚ где им приходится преодолевать такие же затруднения... Земледелие еврею запрещено‚ и почти нигде ему не разрешается непосредственно владеть недвижимым имуществом. Всякий ремесленный цех счел бы бесчестьем для себя‚ если бы обрезанный был принят в число его членов... а народная масса не может – даже ради выдающихся качеств ума и сердца – простить таким людям вину их принадлежности к еврейству... Каждый рождающийся ребенок увеличивает налог‚ которым еврей отягощен‚ каждый шаг его обложен данью".
А другой свидетель того времени писал: "Отношение к еврею и христианину можно сравнить с отношением к двум вьючным животным: оба тянут воз‚ а когда доходит до кормления‚ одно получает овес‚ а другому предоставляется право подбирать сорную траву на обочине".
Во Франкфурте-на-Майне была одна из самых крупных еврейских общин Германии. “Представьте себе‚ – писал современник‚ – длинную улицу‚ застроенную домами в пять и шесть этажей‚ к которым сзади примыкают еще дома и пристройки‚ так что узенький двор едва пропускает дневной свет. Все уголки в этих домах до крыши‚ все комнаты и каморки битком набиты тысячами человек‚ которые считают себя счастливыми‚ когда они выходят из этих нор‚ чтобы подышать свежим воздухом своей грязной и сырой улицы".
Из еврейского квартала жителей выпускали только по делам и в определенные часы; в городе им запрещали ходить по тротуарам‚ приближаться к зданию ратуши или гулять по бульварам; к вечеру стража запирала ворота в еврейский квартал и никого не выпускала наружу до утра. “Евреи... были предметом нежнейших забот со стороны своих правителей‚ – с иронией писал один из жителей этого квартала. – По воскресным дням им не позволяли выходить со своей улицы‚ чтобы их не избили пьяные. До двадцатипятилетнего возраста им не разрешали жениться‚ – конечно же‚ для того‚ чтобы обеспечить им крепкое и здоровое потомство. В праздничные дни им разрешалось выходить за ворота лишь около шести вечера‚ чтобы предохранить их от палящих лучей солнца... По некоторым улицам города евреям вообще запрещали ходить: вероятно‚ потому‚ что там была плохая мостовая".
Даже в коронационные дни евреи Франкфурта-на-Майне сидели взаперти в своем квартале‚ и только некоторые счастливчики милостиво получали особые пропуска‚ на которых было написано: "Предъявитель сего может быть отпущен из еврейского квартала в город в предстоящий день коронации‚ но при условии‚ чтобы он смотрел на торжество из окон какого-нибудь дома или с подмостков‚ но отнюдь не на улице".
В бывших германских областях Эльзасе и Лотарингии‚ перешедших к Франции‚ было около тридцати тысяч евреев. Их заставляли покупать право на передвижение‚ право на работу и на жительство‚ которое не распространялось на их детей. Когда евреи пожаловались на это в Высший Совет Эльзаса‚ то получили такой ответ: "Еврей не имеет определенного местожительства; он осужден на вечное скитание. Этот рок за ним следует повсюду и говорит ему‚ что он не может себе позволить постоянную оседлость. Поэтому возмутительно‚ что представитель этой осужденной нации хочет заставить землевладельца дать ему покровительство на том лишь основании‚ что... этот еврей там родился". Страсбург‚ столица Эльзаса‚ был закрыт для евреев; их пускали туда только по делам‚ на несколько дней и под надзором полиции. В Париже позволяли жить лишь небольшой группе южнофранцузских евреев. Всякий иной еврей‚ оказавшись в столице Франции‚ попадал под надзор особой "инспекции для бродяг и евреев". Полицейские комиссары устраивали вечерние и ночные облавы и тащили в тюрьму тех‚ у кого не оказывалось документа на жительство.
Покоя не было нигде. В Пруссии‚ к примеру‚ власти решили изгнать неимущих евреев из страны‚ и многие из них скитались на границе с Польшей‚ потому что польские власти тоже не желали их принимать. В немецкой части Швейцарии – с ее республиканским правлением – евреям разрешили жить только в двух городках‚ но запретили покупать там землю‚ заниматься цеховыми ремеслами‚ жить в одном доме с христианами и чересчур размножаться. В Швецию их не впускали ни под каким видом – "для предохранения чистой евангельской веры"‚ а когда король разрешил еврею-ювелиру поселиться в Стокгольме‚ это вызвало всеобщее возмущение против монарха‚ который посмел "осквернить страну". В Англии в 1753 году приняли билль о натурализации евреев‚ но этот закон‚ касавшийся нескольких тысяч человек‚ вызвал в стране такую бурю протестов‚ что парламент тут же отменил его.
Христиан Вильгельм Дом призывал всякое государство в Европе – для собственного блага – уравнять евреев в гражданских правах‚ чтобы получить "верных и благодарных подданных". “Евреи нравственны‚ прилежны‚ преданы делу‚ – писал он. – Домашняя жизнь их отличается большой простотой. Они‚ по большей части‚ хорошие мужья и добрые отцы семейств. Брачная жизнь их чиста и преступления против целомудрия встречаются среди них гораздо реже‚ чем у других народов. Их бедные не являются тягостью для государства‚ так как община поддерживает их своими средствами. Они повсюду преданы государству и в минуты опасности обнаруживают такое рвение‚ какого даже невозможно ожидать от столь мало благоприятствуемых членов общества".
Казалось бы‚ что может быть лучше? Но примерно в то же время папа Пий YI обнародовал "Эдикт о евреях"‚ в который вошли самые жестокие ограничительные законы всех времен. Евреям в Риме запрещали жить вне гетто‚ даже оставаться в городе на одну ночь – под страхом телесного наказания и штрафа. Их обязали носить постоянно и повсюду – "для отличия от других" – кусок желтой материи‚ пришитый к шляпе. Еврей не мог продавать христианам мясо и молоко‚ нанимать их в слуги и кормилицы‚ приглашать акушерку из христиан‚ есть‚ пить и даже беседовать с христианами в домах‚ трактирах и на улицах. Любую еврейскую книгу‚ купленную или полученную в подарок‚ следовало отдавать в особую цензуру‚ а за непослушание полагалось наказание – семь лет тюрьмы. Не разрешали хоронить евреев с церемониями – чтением псалмов и зажженными свечами и ставить на могилах памятники с надписями. Запрещали строить новые синагоги и ремонтировать старые‚ а в дни христианских праздников жители гетто должны были работать в своих домах при закрытых дверях.
Этот эдикт расклеили на улицах и площадях Рима‚ толпы собирались возле плакатов‚ и вскоре уличные нападения на евреев стали обычным явлением‚ порой с грабежами и убийствами. Французский писатель отметил тогда‚ что в Риме евреям живется хуже‚ чем где бы то ни было в Европе. “Спрашивают‚ – писал он‚ – когда же евреи обратятся в христианство? Я же спрашиваю: когда христиане обратятся к терпимости?"
2
В 1772 году Екатерина II‚ прусский король Фридрих II и наследник австрийского престола Иосиф II пришли к соглашению о разделе окраинных земель Польши. По этому договору к России отошла восточная часть Белоруссии – Могилевская и Полоцкая (впоследствии Витебская) губернии‚ к Австрии – Галиция‚ а к Пруссии – Померания и часть Познанской провинции. Таким образом на территории России оказались десятки тысяч евреев‚ разбросанных по городам и селам Белоруссии‚ которые неожиданно стали российскими подданными и вызывали удивление пришлых чиновников, впервые столкнувшихся с незнакомым народом, с его обычаями и образом жизни. “Вся Белоруссия кишит ими"‚ – отметила Екатерина в частном письме‚ но не было уже никакой возможности изгнать евреев из России на основании прежних законов. Cлишком велика была их роль в хозяйственной жизни‚ и выселение евреев подорвало бы экономику присоединенного края.
Царский манифест о присоединении Белоруссии к России торжественно зачитывали в церквах и заносили в городские книги. Он провозглашал‚ что все жители‚ "какого бы рода и звания ни были"‚ переходят в русское подданство и наравне с прежними подданными пользуются "всеми правами‚ вольностями и преимуществами... по всему пространству Империи Российской". Тот же манифест особо упомянул евреев и сохранил за ними прежние права‚ которыми они пользовались в Польше: свободу вероисповедания и право на собственность‚ – "ибо человеколюбие Ея Императорского Величества не позволяет их одних исключить из общей всем милости и будущего благосостояния под благословенною Ея державою".
Прежде всего власти позаботились о взимании налогов с новых подданных. Три группы населения подлежали подушному сбору податей: крестьяне‚ купцы и евреи. С крестьян брали по семь гривен‚ с купцов – рубль двадцать копеек‚ а с "жидов‚ – гласило распоряжение‚ – сбор положить также поголовный‚ по одному рублю с каждой души‚ и приписать их к кагалам". По примеру поляков русское правительство воспользовалось уже существовавшей формой еврейского общинного самоуправления – кагалом‚ чтобы обеспечить бесперебойное поступление налогов. Кагал собирал деньги со всех членов общины и вносил их в "провинциальную канцелярию". Никто не мог уклониться от уплаты своей доли: кагал выдавал членам общины особые паспорта‚ и переменить место жительства или отлучиться по делу нельзя было без разрешения кагала.
Для поощрения торговли и промышленности Екатерина II ввела разделение купцов‚ ремесленников и лиц прочих профессий на два разряда: владевшие капиталом до пятисот рублей назывались теперь мещанами‚ а владевшие капиталом сверх пятисот рублей назывались купцами первой‚ второй или третьей гильдии. Почти все евреи стали мещанами‚ и только малая их часть вошла в купеческое сословие. Купцы платили в магистраты и ратуши по одному проценту с "объявленного ими по совести капитала"‚ а евреи-мещане по-прежнему выплачивали подати кагалам – "с каждой души".
Попав в купеческое или мещанское сословие‚ евреи получили право избирать и быть избранными – совместно с прочими купцами и мещанами – в органы городского самоуправления. Россия оказалась первым государством в Европе‚ которое разрешило евреям участвовать в муниципальных выборах‚ однако это вызвало недовольство христианского населения и местных властей. В некоторых городах евреев не допустили к выборам в магистраты‚ а в других – при помощи всевозможных ухищрений – их избрали не в пропорциональных количествах. Кончилось тем‚ что им разрешили составлять в выборных органах не более одной трети от христиан‚ независимо от результатов голосования. В городах с преобладающим еврейским населением членами магистратов становились порой случайные люди‚ которые решали за евреев их коммерческие дела‚ не имея о них никакого понятия. Эти же самые люди большинством голосов проводили несправедливую раскладку городского налога‚ и евреи были бессильны что-либо изменить‚ потому что "не имели почти голоса в магистратах". Позднее литовские христиане убедили власти‚ что евреев нельзя допускать в общественные помещения‚ где развешаны иконы и стоят распятия‚ над которыми они "будут только посмеиваться"; их участие в выборных органах подорвет доверие народа к городскому самоуправлению‚ "послушание черни обратится в поругание"‚ – и евреев Литвы лишили избирательных прав.
В последние годы царствования Екатерины II еврейские купцы из Белоруссии появились в Смоленске и Москве и стали записыватся там в купечество. Они торговали качественными товарами германских фабрик‚ разносили их по домам и продавали по более низким ценам‚ чем местные торговцы. В 1790 году московские купцы пожаловались властям – в "интересах торговли"‚ а "отнюдь не из какого-либо к ним (евреям)‚ в рассуждении их религии‚ отвращения или ненависти". Купцы напомнили про старые порядки‚ когда евреев не впускали в Российское государство; дешевизну товаров объясняли тем‚ что это‚ скорее всего‚ контрабанда‚ "утайка пошлин", и предупреждали‚ что от конкуренции с ними торговле будет причинен "весьма чувствительный вред и помешательство"‚ а московские купцы разорятся.
По данным полиции в начале 1790 года еврейское население Москвы составляли сорок девять мужчин, восемь женщин и двенадцать детей. Тем не менее жалобу московских купцов рассматривал Государственный Совет и определил‚ что "не усматривается никакой пользы от допущения" еврейских купцов во внутренние губернии России. Решение Совета утвердила Екатерина II указом от 23 декабря 1791 года: "Евреи не имеют права записываться в купечество во внутренних российских городах и портах‚ а только дозволено им пользоваться правом гражданства и мещанства в Белоруссии", а также на недавно завоеванных территориях, которые требовали заселения и освоения – в Новороссийском крае и в Таврической области (Крым и часть побережья Черного и Азовского морей).
Этот указ впервые узаконил для евреев право постоянного жительства и право на промыслы лишь в определенных губерниях Российской империи. С этого момента и ведет начало печально известная "черта постоянной еврейской оседлости"‚ хотя это выражение тогда еще не употреблялось.
3
После первого раздела Польское королевство продолжало существовать в уменьшенных размерах. Особая комиссия установила‚ что в Польше проживало тогда около девятисот тысяч евреев – восьмая часть населения страны. Евреи держали в торговле три четверти вывоза всех товаров и одну десятую часть ввоза. Еврей-купец был менее требователен‚ чем купец-христианин‚ тратил на свое содержание вдвое меньше и мог довольствоваться меньшей прибылью. Половину ремесленников в провинции составляли евреи: сапожники‚ портные‚ скорняки‚ золотых дел мастера‚ плотники‚ каменщики‚ цирюльники. Каждый двенадцатый еврей в Польше не имел определенных занятий‚ каждый шестидесятый – был нищим.
В польских‚ литовских и украинских городах и местечках евреи жили скученно‚ в деревянных домах‚ крытых чаще всего соломой. Если прежде можно было встретить садик или огород возле еврейского дома‚ то к концу восемнадцатого века места для садов и огородов уже не хватало. Теснота в еврейских кварталах всё возрастала‚ дома ставили вплотную‚ бок о бок‚ узкой стороной к улице, пристраивая помещения в глубину участка, а в больших городах появились двух- и трехэтажные дома‚ в которых жило по нескольку семей. При каждом "зимнем помещении" была кухня с большой печью, которая примыкала к жилой комнате. В кухне держали домашнюю птицу. Кровати в комнате огораживались занавесками‚ и на них спали женщины; мужчины спали на лавках. В небогатых домах пол был земляным‚ потолок держался на балках‚ которые опирались на сваи; посреди комнаты вкапывали в землю четыре пня‚ укладывали на них доску‚ и получался стол‚ за которым ели и работали. Вечерами комнаты освещали масляными лампами из глины‚ а в бедных домах – лучинами. Скученность была настолько велика‚ что способствовала заболеваниям‚ дети вырастали хилыми‚ слабосильными и неподготовленными к той трудной жизни‚ которая их ожидала: детская смертность у евреев была в полтора раза выше‚ чем у христиан.
Евреям запрещали жить в Варшаве‚ и тем не менее они там селились‚ вызывая неприязнь польских ремесленников. В мае 1790 года из-за этого произошла стычка‚ и ремесленники начали громить еврейские дома. Порядок восстановили солдаты‚ а для успокоения народа арестовали‚ высекли и изгнали из города евреев-разносчиков и ремесленников. Вскоре после этого польский сейм высказался определенно и категорически: в число горожан допускаются только лица христианского вероисповедания. Конституция 1791 года обошла молчанием еврейский вопрос‚ но дни Польского королевства были уже сочтены и постановления сейма не имели практического значения.
В 1793 году произошел второй раздел Польши‚ и в ответ на это началось восстание под предводительством Тадеуша Костюшки. С освобождением Польши стали связывать надежды на лучшее будущее‚ и горстка евреев примкнула к польскому освободительному движению‚ чтобы доказать‚ что и они являются истинными патриотами Польши. Особенно это проявилось в дни защиты Варшавы‚ той самой Варшавы‚ где евреям не разрешали жить и откуда их незадолго до этого изгнали с таким унижением. В 1794 году при осаде Варшавы войсками Александра Суворова евреи выказывали чудеса храбрости. “Заодно с ремесленниками‚ мещанами и панами‚ – писал очевидец‚ – спешили они длинными вереницами насыпать укрепления‚ распевая вместе со всеми народную Марсельезу. На окопах работали они в полном единении с монахами и шляхтой‚ с величайшим напряжением сил. Стоя под огнем картечи‚ теряя сотни убитых и раненых‚ они не утрачивали присутствия духа‚ но кидались на врага и даже отбили у него несколько пушек". В польских газетах писали: "Там‚ где речь идет о пользе человечества‚ евреи не щадят жизни".
В те дни из рядов варшавских евреев выдвинулся Берек Иоселевич. Он с первых дней примкнул к восстанию‚ отвагой и хладнокровием приобрел популярность и призывал евреев бороться за освобождение Польши‚ чтобы "добыть свободу‚ обещанную нам так же твердо‚ как и другим людям". “Хоть дети наши‚ – писал он в воззвании‚ – будут жить спокойно и свободно‚ не скитаясь как дикие звери". Берек Иоселевич предложил составить из евреев отряд легкой кавалерии‚ и Костюшко ответил на это: "Хваля таковое усердие‚ даю разрешение вербовать участников указанного корпуса‚ снабдить его оружием и всем потребным‚ чтобы как можно скорее могли они явиться на службу Речи Посполитой‚ и как можно лучше боролись с врагом". Тем же указом он возвел Берека Иоселевича в чин полковника еврейского отряда.
Первого октября 1794 года Берек обратился к евреям Польши с пламенным призывом: "Слушайте‚ сыны племени израильского! Богвсесильный с вами‚ а я – ваш вождь!" Это воззвание было подписано – "Берек Иоселевич‚ полковник". На воззвание откликнулись пятьсот человек‚ которых наскоро обмундировали‚ обучили военному делу и поставили защищать предместье Варшавы. Полк был плохо оснащен‚ терпел лишения‚ но поражал всех строгой дисциплиной.
Четвертого ноября русские войска начали штурм Варшавы при непрерывном обстреле артиллерией. Суворов сообщал в Петербург‚ что убитых среди поляков было двенадцать тысяч человек‚ утонули в Висле – две тысячи. Почти весь еврейский полк погиб в тот день‚ в живых остались несколько человек. Как писали потом: "Предместье Варшавы‚ которое защищал еврейский полк‚ было взято штурмом; всё погибло под ударом меча. На другой день нашли весь полк покоящимся в вечном сне на фортификациях; ни один солдат не уклонился перед призывом смерти".
Богатый еврей Шмуэль Збитковер поставил у себя во дворе бочку с золотыми дукатами и бочку с серебряными рублями и объявил‚ что всякий‚ кто принесет с поля боя раненого еврея – получит дукат‚ а кто похоронит мертвого – получит рубль. Так были спасены все раненые и похоронены мертвые евреи.
4
После второго раздела Польши к России отошли территории‚ на которых были образованы Волынская‚ Подольская и Минская губернии. Новый указ включил и эти земли с обширным еврейским населением в черту оседлости‚ добавив Малороссийские губернии с городом Киевом. Ограничивая евреев в свободе передвижения‚ этот же указ установил для них и повышенное налоговое обложение – "вдвое против положенных с мещан и купцов христианского закона". Еврейский купец платил теперь два процента со своего капитала‚ еврей-мещанин – двойную подать. А кто не желал платить так много и хотел покинуть Россию‚ обязан был прежде внести в казну двойную подать за три года.
В 1795 году произошел третий раздел Польши‚ который прекратил ее самостоятельное существование. К России отошла большая часть Литвы‚ Курляндия и западная Белоруссия, также вошедшие в черту оседлости. По очень приблизительным подсчетам в Российской империи – к концу восемнадцатого века‚ после трех разделов Польши – оказалось семьсот-восемьсот тысяч евреев: около двух процентов населения Российской империи и примерно треть еврейского населения в мире. Ни в одной стране не было такого количества евреев‚ и теперь уже Россия должна была законодательными и административными мерами организовывать их жизнь.
Екатерина II увлекалась в молодости идеями французских просветителей‚ и ее "Наказ" российским депутатам по составлению проекта нового законодательства включал в себя гуманные принципы‚ опередившие ту эпоху: веротерпимость‚ равноправие подданных‚ смягчение суровых наказаний‚ отмену пыток‚ право каждого человека на жизнь и на труд‚ право свободного высказывания мнений. Этот "Наказ" содержал такие идеи‚ которые и сегодня сделали бы честь любой просвещенной власти: "Равенство граждан состоит в том‚ чтобы все подвержены были тем же законам"; "Гонение человеческие умы раздражает‚ а дозволение верить по своему закону умягчает и самые жестоковыйные сердца и отводит их от заматерелого упорства..."; "Хотите ли предупредить преступления? Сделайте‚ чтобы... люди боялись законов и никого бы‚ кроме них‚ не боялись"; и наконец: "Законоположение должно применять к народному умствованию‚ ибо мы ничего лучше не делаем‚ как то‚ что делаем вольно‚ следуя природной нашей склонности".
Но благие пожелания императрицы не соответствовали "умствованию" тогдашнего российского общества: несмотря на провозглашенные гуманные принципы‚ евреев выделили со временем в отдельную группу населения с особым ограничительным законодательством. Да и могли ли они рассчитывать на исключительное к ним благоволение‚ когда в стране жили миллионы закабаленных крестьян‚ которых покупали и продавали поодиночке и целыми деревнями‚ наказывали плетьми и батогами по прихоти их владельцев‚ и на которых гуманные принципы вообще не распространялись?
В годы своего правления Екатерина II высказывала нередко благие пожелания‚ но одновременно вводила и строгие ограничения. И тем не менее‚ в первый период ее царствования у евреев появились надежды на улучшение бедственного состояния. Самое главное‚ власти почти не вмешивались в их внутреннюю жизнь‚ и еврейские общины располагали полной автономией: у них были собственные суды‚ синагоги со школами‚ они собирали необходимые средства на нужды общины. Когда императрица проезжала через Могилев‚ вспоминал очевидец‚ "евреи воздвигли посреди площади возвышение с надписью: "Торжествуем‚ как во времена Соломона"‚ где и играли на разных инструментах попеременно‚ днем и ночью".
В 1768 году совместные русско-польские войска воевали против поляков-конфедератов‚ и в журнале военных действий русского отряда записаны сведения о еврее-лазутчике по имени Буня: 18 февраля: "Еврея Буню послали в Хотин‚ добыли через него сведения и уплатили за это пятьдесят рублей". 14 апреля: "Возвратился из Хотина жид Буня и объявил‚ что всё спокойно". 15 апреля: "Отправлен Буня обратно в Хотин". 28 июня: "Послан в Яссы еврей разыскивать Буню". 7 августа: "Возвратился жид из Ясс и привез известие". 20 августа: "Конфедерат Потоцкий арестовал Буню".
Пойманных лазутчиков обыкновенно вешали‚ да и обычному населению приходилось несладко. В дневнике офицера-поляка записано: "Солдат привел в главную квартиру жидка без пейсов и переодетого кучером. Его поймали‚ когда он переходил за черту лагеря‚ куда жидам строго воспрещалось входить. Его обыскали и нашли письмо‚ вложенное между подошвами сапога. Собрали военный совет‚ жид сразу же признался‚ кому он нес письмо‚ и затем его немедленно повесили". И там же: "В Райгородке казаки почти до смерти засекли нагайками "кагальных" евреев. Наказаны были жиды за то‚ что не доставили овса и сена".
***
В 1770 году‚ во время войны с Турцией‚ запорожские казаки захватили в плен более ста евреев с женами и детьми. Выбрали среди пленников шесть человек‚ у которых оставались в плену "жены и дети‚ родственники или отцы"‚ и отпустили их в польскую Украину‚ чтобы собрали среди евреев выкуп – восемь тысяч рублей. Деньги следовало заплатить в течение пяти месяцев‚ иначе "оставшиеся жиды и всё их родство" будут насильно окрещены "или самой смерти преданы без всякого пощадения‚ непременно". Целый год посланцы ходили из местечка в местечко‚ но сумели собрать лишь шестьсот рублей. За них заступился командующий русской армией генерал-фельдмаршал П. Румянцев и попросил казаков пожалеть обнищавших от войн и болезней польских евреев. Кончилось тем‚ что пленников отпустили на свободу в обмен на шестьсот рублей и сорок аршин тонкого сукна‚ а из Умани они прислали казакам благодарственное письмо и восемь голов сахару.
***
При Екатерине II приезжали в Россию евреи-врачи‚ которые получали образование в Европе‚ проходили экзамен в Петербурге при медико-хирургической академии‚ назначались врачами в городах и в армии или же занимались частной практикой. Мендель Лев стал доктором Морского кадетского корпуса. Гавриил Бер получил право на практику в белорусских губерниях‚ "где живет народ еврейский". Элиас Аккорд служил на Украине в разных полках‚ а Авраам Бернгард был главным врачом всех литовских госпиталей.
В 1784 году некая Фейгель Байнитович с мужем Мошкой приехала в Курск и представила рекомендательные письма о том‚ что она успешно лечит глазные болезни. Фейгель сообщила‚ что она не знакома с анатомией глаза‚ врачевать научилась у своего отца и попросила‚ чтобы ей устроили экзамен. В присутствии губернатора Курска и местного доктора она провела удачную операцию по снятию катаракты у инвалида‚ который потерял зрение за семнадцать лет до этого. В отчете было записано‚ что она сделала это "безо всякого приготовления и без кровопускания... не долее‚ как в две минуты". Затем ее экзаменовали в Москве‚ и там она тоже "удалила из глаз катаракту имеющимися у нее инструментами". Медицинская коллегия позволила ей делать глазные операции‚ но непременно в присутствии врача.
***
Карл Габлиц‚ крещеный еврей из Германии‚ составил первое географическое и историческое описание Крыма после его присоединения к России и был назначен в 1788 году вице-губернатором Таврической области. Сенатор Габлиц стал затем главным директором лесного департамента‚ основателем первых лесных школ в России‚ почетным членом Российской Академии наук‚ и в его честь ботаники назвали одно из растений – HABLITZIA (внук Карла Габлица Александр Серов стал известным русским композитором‚ а правнук Валентин Серов – не менее известным художником).
***
До конца восемнадцатого века название "жид" означало в России лишь принадлежность к определенной национальности и употреблялось в том же смысле‚ что и "поляк"‚ "турок" или "татарин". Сохранились документы и письма‚ в которых уважаемых евреев называли "жидами" и добавляли при этом лестные и почетные титулы. Но в последние годы царствования Екатерины II из официальных российских документов‚ выпускавшихся от имени императрицы‚ исчезло прежнее наименование – "жиды"‚ а взамен появилось новое – "евреи". С этого момента название "жид" стало приобретать в русском языке презрительное и оскорбительное звучание‚ однако в литературе‚ в частных письмах и во многих документах девятнадцатого века широко употреблялось это наименование – "жиды".
Любопытно‚ что во всех дореволюционных изданиях толкового словаря В.Даля объяснение слова "еврей" отсутствует‚ но зато есть там толкование понятия "жид‚ жидовин‚ жидюк‚ жидюга‚ жидовье". И вот оно: "Старинное народное название еврея. Презрительное название еврея".
назад ~ ОГЛАВЛЕНИЕ ~ далее