РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
Глава четвертая
МУЖ И ЖЕНА
1
Вот слова Торы:
«И сказал Господь Бог: нехорошо человеку быть одному; сотворю ему помощника под стать ему...
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, женщину, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женщина (”иша” на иврите), ибо от мужчины (”иш” на иврите) взята она…
И назвал Адам имя своей жены Хава, потому что стала она матерью всех живущих» (имя Хава – по-русски Ева – близко по созвучию словам на иврите: «хай» – живой и «хаим» – жизнь).
Интимные отношения семейной пары не считаются в иудаизме порочными и постыдными, более того, они являются такой же обязанностью мужа, как обеспечение жены едой и одеждой.
Указано издавна: женщина создана не для того, чтобы страдать в замужестве, сексуальная несовместимость с мужем может стать основанием для развода, – повторим сроки для супружеской близости, названные без утайки в талмудическом трактате.
Праздным людям – каждую ночь;
работникам – дважды в неделю;
погонщикам ослов – в неделю раз;
погонщикам верблюдов – раз в тридцать дней;
морякам – раз в шесть месяцев.
А мудрецам? Какие сроки назначены мудрецам для отношений с женой? Сказал рабби Иегуда со слов рабби Шмуэля:
– Каждую субботнюю ночь.
Говорил царь Шломо:
Иди, ешь в радости хлеб свой,
пей с веселым сердцем вино свое,
ибо благоволит Господь делам твоим…
Наслаждайся жизнью с женой, которую любишь,
во все дни жизни суетной твоей,
которую дал тебе Бог под солнцем.
2
В давние времена рекомендовали женщинам наряжаться и пользоваться косметикой, чтобы нравиться своим мужьям и склонять их к интимным отношениям.
Еврейский закон запрещает принуждать жену помимо ее желания, поэтому законоучители советовали мужчинам «не увиваться постоянно вокруг жен подобно петухам». И также: «Похвалы заслуживает тот мужчина, кто прежде всего заботится, чтобы его жена получила удовлетворение от интимной близости, а уж потом – о собственном удовлетворении».
Но что делать человеку, если жена отказывается выполнять супружеские обязанности? За это уменьшается размер суммы, которую она могла бы получить в случаях, оговоренных в брачном контракте, – так определяет Талмуд.
Жил во втором веке на Земле Израиля Шимон бен Азай.
Он обладал огромными познаниями и оставался холостяком, чтобы всецело посвятить себя занятиям.
– Моя душа, – говорил он, – жаждет учения, и пусть другие позаботятся о сохранении рода человеческого.
Это о нем сказано у Рамбама:
«Тот, душа которого неудержимо жаждет Торы, и кто предан ей до самозабвения, как Шимон бен Азай, посвятивший Торе все дни своей жизни и не взявший себе жены, – на таком человеке нет вины, при условии, что его дурное начало никогда не одерживает над ним верх».
Другой пример.
Абба бар Забда был бездетен. После смерти жены его уговаривали вторично жениться, чтобы родились дети, но он отвечал на это:
– Если бы Бог пожелал, чтобы у меня появились дети, я бы имел их от моей жены.
Чем продолжим такую насущную тему?
Читатель знает о проступке Хавы, который определил судьбу человечества. Это она – по наущению змея – попробовала запрещенный плод от Древа познания добра и зла, «дала также мужу… и он ел», за что их изгнали из рая.
Раввин Адин Штейнзальц (двадцатый век):
«Если бы не поступок Хавы, человек до сих пор пребывал бы в раю, в мире красоты и блаженства, но одновременно с этим – в мире внешних ограничений. Благодаря женщине возник новый опасный мир с его свободной игрой желаний. Но куда обратить эту свободу: в сторону хаоса или в сторону созидания? Этот вопрос стоит сегодня перед сознанием каждого человека, как и тысячи лет назад.
Так или иначе, но у его истоков мы видим женщину, родоначальницу всех людей, сделавшую крайне опасный и в то же время судьбоносный выбор. Эту женщину зовут Хава – жизнь».
Благословен Господь,
Сотворивший меня женщиной…
Благословен Господь,
сотворивший
мягкие полукружия мои,
подобные колесам фортуны
или шарам плодов,
и подаривший мне плоть
цветущую,
и сделавший меня подобной
полевым росткам плодоносящим.
Благословен Господь…
Эстер Рааб, «Песня женщины»,
перевод с иврита Рины Левинзон.
3
Пора возвратиться к нашим героям.
Моше Лейб и Сарра Зисл – как жили они?
В их соглашении при помолвке имелось, очевидно, указание, что жена теряла право на приданое при разводе‚ если проклинала родителей мужа или скрыла от него до женитьбы какие-либо серьезные физические недостатки.
То же самое касалось и мужа: брак с ним разрешалось расторгнуть из-за хронической болезни‚ которую скрыл до свадьбы‚ или из-за его дурного поведения.
У Сарры Зисл и Моше Лейба не было физических недостатков, но ребенка тоже не было, что огорчало ее, огорчало его, «ибо бездетный приравнен к мертвому».
Случалось такое в давние времена?
Конечно, случалось.
У жены праотца Авраама не было детей, и она вошла в такой возраст, когда «перестало быть у Сарры обычное у женщин». В один из дней Бог пообещал, что у нее родится сын, но Сарра рассмеялась: «Возможно ли, чтобы, состарившись, я помолодела? Да и господин мой стар!»
Однако через год, когда ей исполнилось девяносто лет, Сарра родила мальчика, и по указанию Господа дали ему имя Ицхак.
Ривка, жена Ицхака, и Рахель, жена Яакова, ожидали ребенка многие годы и молили Бога, чтобы «Всесильный отворил их чрево».
Упомянем еще Ханну, жену Элькана, которая оставалась бесплодной, а потому просила в скорби душевной:
– Владыка Вселенной! Ты дал женщине глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, нос, чтобы обонять, рот, чтобы говорить, руки, чтобы работать… А эти груди, которые Ты поместил у моего сердца, зачем они? Разве не для того, чтобы кормить ими сына? Дай же мне сына, и я вскормлю его.
Сказано неспроста: «Три ключа в руке Бога, и только Он властен над ними. Ключ от небес, отворяющий путь дождю, ключ к воскрешению мертвых и разрешения от родов». Ханна вымолила у Бога сына, будущего пророка, и назвала его Шмуэль, что означает «услышал Господь».
А что же Сарра Зисл, жена Моше Лейба?
Быть может, Сарра тоже обращалась к Богу: «Владыка мира! Как услышал Ты молитву Ханны, так услышь и мою». Отворилось чрево, родился у нее сын, имя дали ему – Шломо Гирш (для родителей Шлоймеле).
Добавим к этому авторский домысел.
Первая в жизни удача – самая главная: где‚ когда‚ у каких родителей появиться на свет. Шлоймеле родился у Моше Лейба, и тот не оставлял просьбы сына без исполнения.
Он сидел по вечерам на кровати‚ не укладывал голову на подушку до прихода отца‚ а Моше спешил домой‚ бросая дела с заботами. Сын расстегивал пуговицу на его рубахе‚ запускал внутрь ладошку‚ и идише-тате рассказывал всякие истории, ощущая по шевелению ладошки интерес ребенка‚ испуг его или восторг.
Потом Шлоймеле засыпал и виделись ему сны легче тени‚ как по податливым облакам лез на небо‚ по облакам-перинам‚ где дожидались его пёстрые радости.
Мужчина и женщина смертны, но есть в них нечто Божественное: они дают жизнь своим детям.
После первых родов похорошела Сарра Зисл, налилось силой ее тело, и появились за столом еще дети, которых пересчитывала с гордостью: «Не один, не два… не пять…», потому что знала от родителей: «Благо Всевышнего неисчислимо, оно не пребывает на сосчитанном или измеренном».
Сарра с умилением поглядывала на детей в ожидании очередных родов‚ проговаривая шепотом знакомое всякому: «Еще больше‚ чем теленок хочет сосать‚ корова хочет его кормить».
Мое сердце наполнено жалостью,
Люди, к вам.
Я бы дни свои отдала с радостью,
Люди, вам.
Вы – как дети слепые и бедные,
Только мать
Вам умеет с улыбкой победною
Жизнь отдать…
Мирьям Ялан-Штекелис,
«Людям», авторский перевод с иврита.
4
Законоучители указывали, и это записано в Талмуде: «Человеку следует тратить меньше своих возможностей на еду, по своим возможностям на одежду и сверх возможностей на почитание жены и детей, потому что они зависят от него».
С малых лет дети привыкали к семейной трапезе в канун субботы, к молитвам до ее начала и по окончании, к традиционным праздникам и обрядам. Когда сыну исполнялось три года, евреи – и Моше Лейб среди них – брали ребенка в синагогу, чтобы услышал молитвы, а затем произносил их вместе со взрослыми.
В обязанности отца входило дать сыну религиозное образование и обучить ремеслу, ибо «каждый, не обучающий сына ремеслу, как бы толкает его на грабеж». Заботливые матери – и Сарра Зисл среди них – приучали дочерей к правилам ритуальной чистоты и законам приготовления пищи, заранее заготавливали всё необходимое для свадьбы и будущего самостоятельного хозяйства.
Спрашивали их: «Что значит заранее?»
Отвечали: «Сразу после рождения».
В талмудическом трактате сказано: в создании человека участвуют трое – мужчина, женщина и Всевышний. От отца и матери новорожденный получает «головной мозг, кости, кожу и плоть», а от Всевышнего – «дух, душу, черты лица, зрение, слух, дар речи, способность к мышлению и пониманию». Отец и мать участвуют в зарождении человека как бы в содружестве с Богом, еще и поэтому следует оказывать им уважение.
Пренебрежение к родителям считалось недопустимым, и одна из десяти заповедей, полученных на горе Синай, остерегает: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».
Рассказ двадцатого века.
Виктор Франкл, психолог, руководил отделом неврологии в Еврейском госпитале Вены и мог переехать в США, избежав нацистского лагеря. Из его книги «Человек в поисках смысла»:
«В то время я жил в Вене с моими родителями. Они, разумеется, желали, чтобы сын получил визу и поскорее уехал. Но я начал сомневаться… Через пару недель – такова была ситуация – они будут брошены в лагерь уничтожения. Должен ли я оставлять их на произвол судьбы?..
Дома я заметил кусок мрамора на столе. Спросил, откуда он взялся, и отец сказал:
– Я подобрал его на том месте, где стояла сожженная синагога… Это осколок от одной из двух плит, на которых написаны десять заповедей.
И показал позолоченную букву, сохранившуюся на мраморе.
– Эта буква, – объяснил, – принадлежит заповеди.
– Какой же? – в нетерпении спросил я.
Ответ был:
– ”Почитай отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле”.
Тут же я решил остаться вместе с родителями, отказавшись от визы».
Виктор Франкл прошел через лагеря уничтожения до конца войны и выжил. Ему принадлежат такие слова:
«Несмотря на нашу веру в возможности человека, мы не должны закрывать глаза на то, что гуманные, сострадательные люди всегда, очевидно, будут оставаться в меньшинстве…. Дела плохи. Но они станут еще хуже, если мы не будем делать всё в наших силах, чтобы улучшить их».
*** *** ***
Существует иной вариант сотворения Хавы, который стоит упомянуть.
В Торе есть такие слова: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину – сотворил Он их». Отсюда можно предположить, что изначально Адам и Хава были созданы как единое тело, но Бог отделил их друг от друга.
Почему Всевышний поступил таким образом?
Чтобы у мужчины и женщины был вечный поиск потерянного, взаимное стремление восстановить утраченную целостность, как повелевает Тора:
«…оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей, и станут они единой плотью».
Другими словами, муж и жена произведут на свет младенца, в котором их плоть станет единой.
*** *** ***
С первого века до новой эры существовали на Земле Израиля две школы еврейских мудрецов – школа Гиллеля и школа Шаммая. Последователи Шаммая утверждали: «Если муж дал обет не прикасаться к жене, это разрешается на две недели», последователи Гиллеля считали – лишь на одну неделю.
Воздержание от близости на больший срок достаточно для того, чтобы жена могла потребовать развод, однако рабби Ада бар Агава повторял со слов учителя:
– Мудрецы считают, что для занятия Торой можно уходить на два или три года без разрешения жены.
*** *** ***
Сказано неспроста: «Вот трое‚ которым жизнь не в жизнь. Ожидающий пропитания от других. Одержимый телесными недугами. И находящийся под началом своей жены».
Говорил царь Шломо:
Мудрая жена устраивает дом свой,
а глупая разрушает его своими руками…
Лучше жить на углу кровли,
чем со сварливой женой в одном доме.
У кого добрая жена, тот с веселием отлучается из дома и с радостью возвращается. У кого сварливая, тот с облегчением выходит из дверей и с беспокойством пускается в обратный путь. (То же самое, на взгляд автора, можно сказать и про жену, у которой сварливый муж.)
*** *** ***
Существует и такое выражение: «Там, где между мужем и женой царит согласие, обитает Шхина» (одно из имен Бога, выражающее Его присутствие на земле), – поверим, что Моше Лейб и Сарра Зисл удостоились этого.
назад ~ ОГЛАВЛЕНИЕ ~ далее