Об авторе Проза
ВРЕМЯ РОЖДАТЬСЯ И ВРЕМЯ УМИРАТЬ


Глава вторая

ДУША И ТЕЛО


1

Рабби Иегуда га-Наси просил сыновей перед смертью, чтобы при наступлении каждой субботы усаживались за трапезу в том же порядке, как при его жизни, – эти вечера душа рабби будет проводить в кругу семьи, на своем обычном месте.

Душа – что являет собой?

Великие умы Израиля размышляли об этом, спорили, дополняли друг друга, – вот одно из их заключений: человек лишь немногим умален перед ангелами; дана ему разумная душа, способная познавать Творца.

Филон Александрийский, еврейский философ (первый век новой эры, Египет): иудаизм «ясно указывает на неразрушимость души, которая покидает свое жилище в смертном теле и возвращается в родное обиталище, изначально ею покинутое».

Ессеи, члены еврейской религиозной секты на Земле Израиля (по книге Иосифа Флавия «Иудейская война»):

«Они твердо веруют, что тело тленно и материя не вечна, душа же всегда остается бессмертной. Происходя из тончайшего эфира и вовлеченная… в тело, душа находится в нем как бы в заключении, а когда телесные узы спадают, она, освобожденная от долгого рабства, радостно уносится ввысь».

Из каббалистической книги «Зогар»:

«Человек – это его душа. А кожа, мышцы, кости и сухожилия – всего лишь одежды и покровы, как написано (в Книге Иова): ”Кожей и плотью Ты облек меня, костями и жилами покрыл меня”…»

Бахья бен Йосеф ибн Пакуда, еврейский философ (одиннадцатый век, Испания). Бог временно помещает душу в тело; в земной жизни с ее соблазнами она может забыть свое небесное происхождение и назначение, возложенное на нее, – на помощь приходит Закон, полученный через Божественное откровение.

Рамбам, «Недуги души» (двенадцатый век, Египет):

«Душа, подобно телу, может быть здоровой или больной.

Здоровье души определяется состоянием ее способностей, с помощью которых она делает то, что правильно, и совершает то, что надлежит совершать. Тогда как болезнь души вызвана ее состоянием поступать дурно и совершать действия, которые неуместны».

Рабби Шнеур Залман, основатель направления хасидизма «Хабад» (восемнадцатый – начало девятнадцатого века, Польша-Россия).

В человеке‚ учил рабби‚ находятся две души: животная – источник его физической жизни‚ чувств и ощущений‚ и Божественная душа – источник духа‚ «частица Бога», которая существовала до того‚ как была водворена в тело человека‚ и продолжает существовать после его смерти.

В праведниках одерживает верх Божественная душа‚ в грешниках – побеждает животная душа‚ но у большинства преобладает то одна из них‚ то другая. Наиболее распространенным является тип человека, который постоянно поддается искушениям‚ а в промежутках сожалеет об этом и раскаивается.

На самой нижней ступени находится совершенно порочный человек‚ который целиком подчиняется силам зла. Но и в нем не гаснет «Божья искра»; добро пребывает в нем в «замороженном» состоянии‚ и этот человек – хоть и в редких случаях – способен пробудиться к раскаянию и перерождению.

2

Иудаизм – религия деятельной жизни.

Лень, праздность, нерадивость – осуждались во всех проявлениях в быту и учебе. Как говорил царь Шломо:


Дверь поворачивается в петле своей,
а ленивец на постели своей…
Немного поспать, немного подремать,
немного сложа руки полежать, –
и придет, как путник, бедность твоя.


Талмуд утверждает категорически: еврею запрещено рассчитывать на чудо (не оттого ли, что надежда на это вызывает беспокойство, тревогу, а то и страх перед завтрашним днем: если чудес не дождаться, что будет тогда?).

Потому и сказал рабби Менахем Мендл своему ученику, который посетовал на несовершенство этого мира:

– Ты мог бы сделать лучше? Если да, чего же тогда ждешь? Принимайся за работу.

А рабби Иссахар Бер из Радошиц говорил:

– Если ты не в состоянии сделать что-то, всё равно обязан это сделать.

Иудаизм не считает «греховным» тело человека с его плотскими побуждениями, которые следует подчинять рассудку, отрицает безбрачие и путь аскета к умерщвлению плоти, не признаёт и отшельника «не от мира сего», – в подтверждение этого давняя история.

Умирают два человека, их души возносятся на небо и ожидают суда над ними. Вызывают одного из них, а другой возмущается:

– Почему не меня? Я же впереди его!

Отвечают ему:

– Сначала тот, кто старше.

– Но я намного старше! Я его на руках носил.

Отвечают:

– Здесь иной отсчет времени, и у него другой возраст. Ведь он жил полной жизнью, а у тебя не наберется и двух лет.

Потому указано: «Человеку придется дать ответ в день Суда – за то, что прошел по жизни и не воспользовался теми благами, которые были ему доступны».

Еврейская традиция требует ценить сотворенную жизнь и утверждать ее; Гиллель Старейшина считал, что тело человека, его естественные потребности не менее важны, чем проявления духа, – и вот рассказ об этом.

Спросили ученики:

– Рабби, куда ты идешь?

Ответил:

– Исполнить заповедь.

– Какую же заповедь?

– Посетить отхожее место.

Удивились:

– Разве это заповедь?

– Конечно, – ответил Гиллель, – чтобы не было вреда телу.

Спросили в другой раз:

– Куда идешь, Гиллель?

Снова сказал:

– Исполнить заповедь.

– Какую заповедь, Гиллель?

– Иду в баню, чтобы очистить тело.

А законоучитель Шаммай высказался иначе:

– Исполним долг перед нашим телом.

Чистота тела и души – желаемый путь человека по жизни.

В четвертом веке скончался в Вавилоне глава Академии, за мудрость свою получивший прозвание «Сдвигающий горы», и прозвучал Голос с Небес: «Блажен ты, Раба бар Нахмани! Тело твое чисто, душа твоя вышла из него в чистоте!»

Рамбам:

«Чтобы идти путями Господа, человеку следует поддерживать здоровье и совершенство тела; страдая от болезни, не познать Творца, поэтому надо сторониться дел, вредных для здоровья, и придерживаться того, что способствует ему…

Ибо невозможно заниматься учением и понять его, будучи голодным или больным».

3

Реинкарнация (в переводе с латыни – повторное воплощение души) с давних времен существовала в религиях и верованиях разных народов.

В это верили философы Древней Греции, и Эмпедокл, один из них, говорил в пятом веке до новой эры: «Некогда я был уже мальчиком и девочкой, кустом, птицей и безмолвной рыбой, выныривающей из морских глубин».

Переселение души в тела других людей, порой многократное, называется на иврите «гилгул нешамот» (на современном иврите – переселение душ). Об этом нет упоминаний в Библии и Талмуде; вера в реинкарнацию у евреев зародилась, по всей видимости, к восьмому веку новой эры в Багдаде, среди последователей еврейской секты караимов.

Против них выступил Саадия Гаон – духовный руководитель евреев Вавилона; он считал «гилгул» чуждым верованием и опасался, что утверждения караимов могут повлиять на многих. Из его «Книги верований и мнений»:

«Я увидел, что в наше время велико число людей, вера которых не чиста, а мнение – неправильно. Велико и число ниспровергателей веры, хвастающихся своим нечестием… Я увидел также людей, утонувших в море сомнений, которых захлестнули волны неуверенности, и нет ныряльщика, чтобы поднять их из глубин…

И я пришел к выводу, что спасти их – мой долг, вразумить – моя обязанность».

Однако в каббале, еврейском мистическом учении, тема реинкарнации получила развитие, вошла в круг размышлений и толкований мудрецов, и в книге «Зогар» говорится: «Люди не знают о многократных переселениях душ и о тайных испытаниях, которыми они подвергаются… Человек не догадывается, что души перемещаются подобно камню, посланному пращей».

Одни из них спускаются на землю, продолжить существование в иных телах – один, два, немалое число раз, пока полностью не очистятся от прежних своих прегрешений.

Другие, уже безгрешные, соединяются в каком-либо человеке с его душой, чтобы поддержать ее в борьбе с земными искушениями, – не начинает ли этот человек, сам того не ведая, воспринимать мир и поступать, как некто иной, ему неизвестный, из прежних времен?

«Гилгул нешамот» считают не только наказанием, но и актом Божественного милосердия; даже неисправимый, казалось, грешник способен возродиться при переселении в него другой души и заслужить прощение.

Рабби Ицхак Лурия, создатель практического направления каббалы, был, по свидетельству его ученика, «сведущ в перевоплощениях душ и знал, какая из них впервые явилась в мир, а какая уже побывала в нем в прежних воплощениях».

Рабби Ицхак Луриа утверждал: бывает и так, что душа мужчины снова возвращается в мир, если в предыдущей жизни не обрела предназначенную ему жену; возвращается и душа уготованной ему женщины, чтобы они могли соединиться в супружескую пару.

Рассказывали.

Шестнадцатый век. Город Цфат в Галилее. Рабби Моше Галанте пришел к рабби Ицхаку Луриа и сказал:

– Я не прошу открыть мне великие тайны. Не прошу сообщить, сколько раз моя душа уже спускалась в этот мир, – хочется лишь узнать, что я должен исправить, чтобы она не приходила на землю.

И рабби Ицхак ответил на его вопрос.

Тема реинкарнации разработана в каббале в разных ее проявлениях, но она – как и прочие мистические тайны – не для глубинного раскрытия в этой книге, рассчитанной на первый этап ознакомления с законами и традициями иудаизма.

Со временем возникло предположение, что душа человека может попасть в какое-либо животное или растение, даже в камень и прочие неодушевленные предметы, чтобы стать «душой безмолвной материи», – приведем несколько примеров из письменных источников и народных верований.

Душа высокомерного человека, с небрежением относившегося к другим, попадает в пчелу, и там, стиснутая в крохотном тельце, страдает невыносимо (получая воздаяние «мера за меру»: «как поступал ты, так поступят с тобой»);

душа похотливого попадает в осла;

не желающего помогать неимущим – в ворона;

душа доносчика – в собаку;

душа клеветника – в камень, где пребывает в молчании.

Но самое неприятное наказание для души – после смерти попасть в свинью за тяжкие грехи.

Ицхак Башевис-Зингер, из воспоминаний:

«Несмотря на холод, нашу квартиру наводнили мыши… Мама привела кошку, но это существо смотрело на мышей равнодушно, ее желтые глаза внушали: пусть бегают, кому до этого дело? Мысли кошки были, казалось, далеко, она всегда дремала или спала.

– Кто знает? – говорил отец. – Может быть, в нее воплотилась чья-то душа…

Он обращался с кошкой почтительно… Земля полна переселившихся душ, посланных назад искупать проступки. Когда отец ел, он подзывал кошку к себе, и та с царственным видом подходила, давала погладить себя, ела медленно и не без разбора. Потом серьезно смотрела на нас, как бы говоря:

– Если бы вы знали, кто я такая, то почувствовали бы себя польщенными, что я здесь.

Как могла она ловить мышей?»


Ночью бездомные души тихо скребут в стекло.
Что же нам делать с теми, которым не повезло, –
Кто стал безымянным камнем, кто – бродячим котом,
Кто прекратился вовсе… Но что мы знаем о том?

Геннадий Беззубов, из книги стихов
«Любитель дальних мест».


4

С давних пор возникли еврейские сказания о вселении в человека злого духа, чтобы побудить его к нежелательным действиям.

В книге «Иудейская война» Иосиф Флавий упоминает корень «огненно-красного цвета»: «как только подносят его к больному, немедленно изгоняет так называемых демонов, то есть духов злых людей, которые вселяются в живущих и убивают тех, которые остаются без помощи».

Со временем появилось народное представление о «диббуке»; он овладевает душой человека, говорит его устами и действует вместо него, доводя порой до смерти («диббук» в переводе с иврита означает – прилипший, приклеенный; от того же корня «девек» – клей).

С шестнадцатого века по Польше‚ Литве и Украине разъезжали исцелители‚ которых называли «баал шем» – «владеющий именем (Божьим)». Они лечили амулетами‚ травами‚ заговариванием и нашептыванием – от бесплодия, нервного расстройства‚ меланхолии и помешательства, хотя многие раввины категорически выступали против этого.

В присутствии десяти мужчин чудотворец обычно читал псалом царя Давида: «Крылом Своим Он укроет тебя, и под крыльями Его найдешь убежище…», именем Бога заклинал духа выйти из страдальца.

Особой славой пользовался рабби Иоэль Баал Шем из Польши‚ – на виду у всех он изгнал злого духа из помешанного.


*** *** ***

Душа некоего богача переносила мучения за неправедно нажитое богатство, – каким образом?

Его жена, овдовев, снова сочеталась браком, и счастливая семейная пара наслаждалась доходами первого мужа, что душе его было невмоготу (об этом есть еврейское «пожелание»: «Чтобы тебе разбогатеть, а новому мужу твоей вдовы не заботиться о заработке»).

Каббалистическая книга «Зогар» задает вопрос: «Что происходит с душой мужчины, если вдова вновь выходит замуж?»

Полагают, что его душа не в состоянии мириться с этим, способна даже привести к смерти второго мужа, потому и сказано: «Тот, кто женится на вдове, подобен рискнувшему выйти в океан во время шторма, без руля и парусов, не зная, доплывет ли он или утонет в морских глубинах…»

*** *** ***

«Диббуку» посвящено немало устных и письменных сказаний.

Семен Ан-ский (псевдоним Шломо Раппопорта) написал пьесу «Диббук», которую Хаим Нахман Бялик перевел с идиша на иврит. В 1922 году режиссер Е. Вахтангов поставил эту пьесу на иврите в Москве, в театре «Габима»; в Израиле ее играют по сей день.

Это история любви молодой пары, Ханана и Леи, но Ханан неожиданно умирает, а Лею собираются выдать замуж за богатого еврея. В день свадьбы в нее вселяется дух любимого, заставляет стать одержимой, вещать не своим голосом, но раввин изгоняет «диббука», и Леа умирает, чтобы после смерти соединиться с Хананом.

Пьесу С. Ан-ского играли и играют в театрах Европы и Америки на немецком, английском, французском, польском и других языках. Итальянский композитор Лодовико Рокка написал оперу «Диббук», Леонард Бернстайн создал балет «Леа», поставленный на сцене Большого театра в Москве; пьесу экранизировали в Польше и Израиле.

*** *** ***

Мидраш приводит рассказ о деятельной жизни, и вот он.

Во втором веке новой эры римский император Адриан посетил Иудею и увидел еврея преклонных лет, который копал каменистую землю и сажал смоковницы.

Сказал ему император:

– Старик, старик! Если бы ты утруждал себя в юности, вставал рано и спать ложился поздно, Бог наградил бы тебя, чтобы не обременял себя на старости.

Отвечал ему:

– Клянусь, господин мой, и в юности, и теперь я встаю рано, ложусь поздно, а Господь Бог пусть поступает как ему угодно.

Сказал император:

– Если эти деревья принесут плоды при твоей жизни, ты меня ими угостишь.

Прошли годы, старик пришел к императору с корзиной смокв, а ушел с корзиной, полной динариев.

*** *** ***

Рабби Яаков Ицхак, по прозвищу Святой еврей, нередко восклицал в ожидании скорого прихода Машиаха:

– Возвращайтесь к Богу! Как можно быстрей! Времени мало, душам уже не надо скитаться раз за разом в новых телах, – избавление рядом.

Ему же принадлежат такие слова:

– Бог идет к победе через наши поражения.



назад ~ ОГЛАВЛЕНИЕ ~ далее