Глава шестая
АД И ЕГО ПРЕДДВЕРИЯ
1
Про рай и ангелов уже сказано, с демонами тоже познакомились, – следовало бы перейти к описанию ада: когда он создан, где находится и что представляет собой, как попадают туда грешные души?
Во все дни сотворения мира – кроме дня второго – сказано в Торе после завершения работы: «И увидел Бог, что хорошо». Почему же обделен день второй? Потому, сообщает мидраш, что тогда был создан ад (существует также предположение, что рай и ад существовали еще до сотворения мира).
Талмуд указывает: один вход в ад расположен в пустыне Синай, другой – в морских пучинах, третий – в Иерусалиме (возможно также, что ад размещается позади легендарных «Гор тьмы» или в Верхних мирах, но эти варианты не станем рассматривать).
В Иерусалиме, к югу от стен Старого города, расположена небольшая долина под названием Гей бен Гинном, что в переводе с иврита означает Долина сына Гиннома. В седьмом веке до новой эры, во времена правления Менаше, царя Иудеи, там совершали языческие обряды поклонения Молоху, божеству окрестных народов, которому приносили в жертву малолетних детей.
Тора приравнивает этот обряд к идолопоклонству: «Да не найдется у тебя никого, проводящего сына своего или дочь свою через огонь…», а пророк Ирмиягу обличал словами Бога: «И построили они жертвенные приношения… чтобы сжигать в огне сыновей своих и дочерей своих, чего Я не повелевал, и что на ум Мне не приходило».
В еврейской памяти это место сохранилось в виде «долины истребления», где дым, ужас, невыносимый запах, оттого там и вход в подземный мир, в котором мучаются грешники. Название Гей бен Гинном превратилось со временем в «гиенном», ад (отсюда по-русски – геенна, геенна огненная).
Но это еще не всё.
В далекие от нас времена многие были уверены, что адские врата находятся возле Мертвого моря.
Оно расположено в глубочайшей впадине, более четырехсот метров ниже уровня мирового океана. На севере в него впадает река Иордан и приносит пресную воду‚ но ни одна река не вытекает из Мертвого моря; на протяжении тысячелетий вода испаряется в невероятно жарком климате‚ содержание солей в ней намного больше‚ чем в океанах‚ и увеличивается со временем.
Нет жизни в этом море, кроме некоторых видов бактерий, потому оно и получило такое название (на иврите – Соленое море).
Его вода настолько тяжела‚ что нельзя утонуть; море как бы выталкивает каждого‚ кто пытается в него войти. В первом веке новой эры римский император Веспасиан приказал бросить в воду несколько человек со связанными руками, и смотрел, как они появились на поверхности‚ словно вытолкнутые неведомой силой.
Мертвенный пейзаж‚ лишенная жизни вода‚ удушливый зной‚ серные источники с омерзительным запахом‚ горы окаменелой соли, – арабский географ отметил в десятом веке: «Воды моря горячи‚ словно их подогревает адский огонь». Адский огонь‚ адская жара‚ адский пейзаж‚ а значит, где-то поблизости и врата в ад.
С этим вроде разобрались, пойдем теперь дальше.
2
Про ад и адские муки ничего не сказано в Библии, появившись лишь в позднейших источниках.
Ад велик размерами, «вся Вселенная пришлась бы к нему, как крышка к огромному горшку». Существуют мистические описания ада, его семи отделений с разными наказаниями, куда попадают грешники в зависимости от своего поведения при жизни (снова напомним, что изображения ада со многими подробностями – как и изображения рая – не рекомендуется воспринимать дословно).
В шестнадцатом веке Элиягу де Видас из Цфата написал нравоучительную книгу на иврите «Начало мудрости», которая угрожала загробными муками и выдержала затем немало переизданий.
В семнадцатом веке каббалист Моше бен Мордехай Закуто из Амстердама сочинил поэму «Преисподняя уготована», где в рифмованных пятистишиях описал горестную судьбу грешников после смерти.
Затем появилась обширная литература на иврите и идише на эту тему, устрашая читателей, – «Карающая плеть» рабби Элиягу из Турции, «Справедливая мера» рабби Гирша из Германии и другие, повлиявшие на народные представления (а, может, ад создают люди – дурными помыслами и делами?).
Из рассказов про детские годы:
«У Моте-меламеда я узнал про ад и его преддверия со всеми подробностями, об ангелах-мучителях и страшных муках, на которые обречены грешники…
По дороге в ад (рассказывал Моте) грешника встречают ангелы-мучители, стегают его железными прутьями и швыряют сначала на огненную гору, а оттуда на гору ледяную. Так его и перебрасывают с одной горы на другую».
Странствующие проповедники, выступая в синагогах, призывали евреев к благочестию и покаянию, пугая наказаниями после смерти, – Баал Шем Тов услышал проповедь одного из них и сказал:
– Ты напрасно ругаешь евреев. Погляди: бедный еврей весь день бегает‚ суетится‚ чтобы в поте лица заработать на пропитание; но как только настает вечер‚ он бросает свои дела и‚ опасаясь пропустить время‚ забегает в синагогу‚ чтобы хоть наскоро помолиться. Он молится и от забот не знает‚ что шепчут его уста‚ и все-таки там‚ на небесах‚ хор ангелов содрогается‚ когда к ним доносятся слова этой молитвы.
Рабби Нахман из Брацлава говорил:
– Ад существует, но не на том свете, а на этом. Только никто не осмеливается это признать.
Рабби Менахем Мендл из Коцка сказал:
– В аду молятся лучше, чем в раю.
А рабби Авраам Иегошуа из Апты так молил Бога:
– Господи, я не обладаю достоинствами, за которые после смерти Ты сможешь взять меня в рай, к праведникам. Но если Ты намерен послать меня в ад, к грешникам, то, пожалуйста, не забывай, что мне среди них не ужиться. И потому молю Тебя, забери всех грешных из ада, прежде чем отправишь меня туда.
По субботам Бог одаривает каждого еврея добавочной душой‚ радостной и просветленной.
По субботам – ах‚ чтобы были у нас одни только субботы! – даже грешные души выводят из ада. Они сидят во дворе смерти‚ едят и пьют в молчании в день покоя‚ – вот что такое суббота!
Но на исходе субботы добавочную душу отбирают у евреев.
На исходе субботы‚ после вечерней молитвы‚ грешники возвращаются в ад‚ каждому по его приговору‚ и потому реб Ицеле молится медленно‚ очень медленно – продлить этот день‚ чтобы грешники в аду передохнули еще пару минут.
3
С давних пор полюбилось автору наивное сказание, которое хочется повторять снова и снова.
Каждому – по заслугам его, праведнику и грешнику, непременное воздаяние в грядущем мире, и вот рассказ о простом человеке, чья молитва, при всей ее необычности, не менее угодна Богу, чем моления непогрешимых.
Жил на свете еврей, который пас чужих коров. Он не знал ни единой молитвы, этот пастух, но каждый день обращался к Всевышнему с такими словами:
– Владыка мира! Ты же знаешь, что я пасу коров и беру за это небольшую плату, чтобы дети мои не голодали. Я люблю Тебя, Владыка мира! И если бы у Тебя были коровы, и Ты поручил бы мне смотреть за ними, то для Тебя я пас бы их бесплатно.
Так он говорил эту единственную молитву, которую знал. Проезжал мимо ученый еврей, услышал пастуха и вскричал:
– Ни в коем случае не молись таким образом!
– Но как же мне обращаться к Богу?
Ученый еврей обучил его нескольким молитвам и уехал, но пастух тут же их забыл; он помнил только о запрещении произносить прежние слова, а потому не говорил ничего. И тогда ученого еврея уведомили свыше, что ждет его наказание за это прегрешение, – пусть он вернется к пастуху и снимет свой запрет, лишивший человека единственной его молитвы.
Он так и поступил, и с тех пор пастух снова говорил – ежедневно, до старых лет своих:
– Владыка мира! Ты же знаешь, что я пасу коров и беру за это небольшую плату, чтобы дети мои не голодали. Я люблю Тебя, Владыка мира! И если бы у Тебя были коровы, и Ты поручил бы мне смотреть за ними, то для Тебя я пас бы их бесплатно.
*** *** ***
Тема ада существует в литературных источниках с давних времен.
Ее можно обнаружить уже в древнеегипетских папирусах. Гомер описывал исход царя Итаки в ад. Поэт Вергилий – путешествие Энея в подземный мир. Эта тема присутствует в «Тысяче и одной ночи» и в китайской литературе древности.
С возникновением христианства появляется немало литературных произведений об адских муках. Данте Алигьери в «Божественной комедии» детально описал ад, в котором девять кругов, и чем ниже размещен круг, тем более закоренелые грешники попадают туда.
Приведем пример из «духовных стихов» русского фольклора:
А блудницы пойдут во вечный огонь,
А татие пойдут в великий страх,
Разбойники пойдут в грозу лютую…
А пияницы в смолу горячую,
Смехотворны и глумословцы на вечный плач,
И всякому будет по делам его.
*** *** ***
Рабби Йосеф Альбо полагал, что ад — это состояние души, которая в земной жизни искала лишь телесных наслаждений и поэтому не может получить удовлетворения в нематериальной загробной жизни.
Иммануэль Римский поместил в ад души людей, которые «знание считали нелепостью, а занятие наукой – глупостью». В глубинах ада он узнал тех, кто «пользовался на земле славой и почетом… Эти люди много грешили, ибо у них были глаза, но они не хотели видеть».
Муками ада поэт покарал также высокомерных глупцов, ханжей и лицемеров, под маской благочестия творящих всяческие мерзости, интриганов и корыстолюбцев, которые угнетают народ и ненавидят бедняков.
*** *** ***
Из еврейских народных сказаний.
В одном местечке жил человек, который накопил за жизнь несчетное число грехов, и когда его похоронили, земля выбросила покойника наружу, не желая принимать
Грешника опять похоронили, но земля снова выбросила тело. Так продолжалось раз за разом, наконец каждый житель местечка подарил покойнику по одному доброму делу, и земля приняла его.
Рабби Абба бар Забда (третий век новой эры):
– Еврей, хотя бы он и согрешил, остается евреем; мирт и среди тростников остается миртом и миртом называется.
*** *** ***
Сказания про адские муки тоже не обошлись без юмора.
В один из дней богатый и жадный человек неожиданно заболел и умер. Демоны тут же подхватили его душу и потащили в ад.
– Погодите! – закричала душа. – Остановитесь! Мне полагается рай, а не ад!..
– Только души людей, – возразили демоны, – сотворившие немало добра при жизни, попадают в рай.
– Но и я! И у меня есть заслуга!..
– Какая же? – спросили демоны.
– Двадцать лет назад я дала рубль бедному человеку. Клянусь! Откройте ваши книги учета и увидите, что это записано в мою пользу.
Демоны не знали, что делать, а потому отправили к Богу посланника, чтобы сообщил, как поступить с душой жадного человека.
– Верните ей этот жалкий рубль, – повелел Господь, – и немедленно пошлите прямо в ад.
назад ~ ОГЛАВЛЕНИЕ ~ далее