Глава восьмая
РОСА ОЖИВЛЕНИЯ
1
Рабби Элиэзер Каппар, второй век новой эры: «Рожденным – умереть, мертвым – воскреснуть…»
Так, может, и я восстану из праха
в один из тех дней,
под трубные звуки шофара.
Стану выправлять былое,
а ты снова будешь со мной,
окропленная росой в ночи...
Хаим Гури, из стихотворения
«При воскрешении из мертвых».
Вопрос не простой: произойдет ли в конце дней воскрешение мертвых?
Можно обнаружить высказывания в Библии, вызывающие сомнения в такой возможности, – вот несколько тому примеров.
Во второй Книге пророка Шмуэля (слова пожилой женщины из поселения Текоа на Земле Израиля):
«Ведь мы непременно должны умереть и подобны воде, проливаемой на землю, которую нельзя собрать…»
В псалмах царя Давида:
«Разве творишь Ты чудо для мертвых? Разве встанут усопшие, будут славить Тебя?..»
В Книге Иова:
«Ибо для дерева есть надежда: если срублено будет, снова оживет, и побеги его (расти) не перестанут… Если умрет человек, оживет ли он?» И в той же книге слова Иова: «Исчезает облако и уходит, так нисходящий в могилу не поднимется (вновь), не вернется больше в дом свой, и не узнает его место его».
Однако Тора приводит слова Бога: «Я умерщвлю и Я оживлю…»;
в первой Книге Шмуэля это повторено: «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и поднимает»;
а в Книге Даниэля сказано определенно: «И пробудятся многие из спящих во прахе земном: одни – для жизни вечной, другие – на поругание и вечное посрамление».
Эта участь ожидала и Даниэля, которому ангел указал в видении: «Ты же иди к концу и упокойся, и встанешь по жребию своему в конце дней».
Саадия Гаон считал в десятом веке, что восстание из мертвых – «тхият га-метим» – вполне вероятно: «Тот, Кто создал этот мир, может и воскресить созданные Им творения».
О том же сообщал Рамбам:
«Воскрешение нельзя отнести к естественным событиям, так как за всю историю мира людям не приходилось наблюдать подобного явления, – наоборот, тело человека постоянно разлагается подобно телу животного… Но вера в сотворение мира (Богом) и в остальные чудесные явления предполагает также веру в воскрешение мертвых».
Это утверждение Рамбам включил в одну из тринадцати основ веры: «Верую безоговорочно, что произойдет воскрешение из мертвых, – в то время, когда будет на то воля Творца».
Такова одна из основ иудаизма, существующая с далеких времен, ей и будем следовать в этой книге.
2
167 год до новой эры.
Сирийский царь Антиох IV Эпифан насильственно вводил в Иудее языческие обычаи. Он запретил исполнять законы Торы, включая обрезание младенцев и соблюдение субботы, поставил во Втором Иерусалимском Храме статую Зевса Олимпийского, требуя поклоняться ему, демонстративно заколол свинью на жертвеннике Храма.
Гонения Антиоха привели к восстанию евреев под водительством Иегуды Маккавея, но после победы над сирийским полководцем Горгием обнаружили у воинов, погибших в бою, некие предметы, имевшие отношение к идолам, «что закон запрещал иудеям».
И тогда Иегуда – сказано в Книге Маккавеев – отправил в Иерусалим «до двух тысяч драхм серебра, чтобы принести (очистительную) жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестиво, помышляя о воскрешении. Ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых».
Прощает Он все грехи твои,
исцеляет все недуги твои.
Избавляет Он от могилы жизнь твою…
Из псалма царя Давида.
Не имеет смысла задавать вопросы бытового порядка: восстанут ли мертвые обнаженными или одетыми, в одинаковых нарядах или в одеяниях тех времен, когда ушли из жизни, – что говорить о несущественном, если «ключ к воскрешению мертвых» в руках у Бога, а подробности этого действа «скрыты и запечатаны до конца срока».
Пророки – а вслед за ними и законоучители последующих времен – пытались приподнять завесу над тайной, но прежде всего расскажем о пророчестве Иехезкеля; ведь это он говорил: «Открылись небеса, и увидел я видения Божьи», которые помогут разобраться в непростом понятии – воскрешение усопших.
Видения Иехезкеля стали основой представления о восстании из мертвых. Вряд ли стоит пересказывать их в том или ином виде, – приведем из Библии слова пророка, к которым можно, конечно, отнестись скептически, но которые вряд ли кого оставят равнодушным (стоит, наверно, не забывать, что дар мистического откровения остается тайной для непосвященного).
Начнем с первой фразы видения Иехезкеля (напомнив при этом слова Торы: «дыхание жизни» – это душа человека):
«Была на мне рука Бога, и увлек меня духом (Своим) Господь, и опустил меня среди долины, а она – полна костей. И провел Он меня над ними, вокруг-вокруг, и вот – многочисленны весьма на поверхности долины, и вот – иссохшие весьма.
И сказал Он мне: сын человеческий! Оживут ли кости эти?
И сказал я: Господь Бог, Ты знаешь.
И сказал Он мне: пророчествуй о костях этих и скажи им: кости иссохшие, слушайте слово Бога! Так сказал Господь Бог костям этим: вот Я привношу в вас дыхание (жизни) – и оживете. И дам вам жилы, и взращу на вас плоть, и покрою вас кожей, и введу в вас дыхание (жизни), и оживете, и узнаете, что Я – Господь…
И пророчествовал я, как повелел Он мне, и вошло в них дыхание (жизни), и они ожили, и встали на ноги свои – полчище великое весьма, весьма.
И сказал Он мне: сын человеческий! Кости эти – весь дом Израиля. Вот, говорят, (они): “Иссохли кости наши, и пропала надежда наша, покончено с нами“. Поэтому пророчествуй и объявишь им: так сказал Господь Бог: вот Я открываю погребения ваши, и подниму Я вас из погребений ваших, народ Мой, и приведу вас в землю Израиля…
И дам вам покой на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал и сделаю, – слово Господа Бога».
3
Рабби Моше Хаим Луцатто, из книги «Путь Творца» (восемнадцатый век):
«Душа и тело должны разъединиться на определенное время, а затем опять соединиться... Однако необходимо, чтобы для души существовало место в ожидании этого. Потому и приготовлен мир душ, куда войдут чистые души после выхода их из тела, и будут пребывать в месте покоя всё время, пока тело проходит то, что уготовано ему пройти».
Воскрешение из мертвых связано с росой оживления, как говорил пророк Иешаягу: «Пробудитесь и ликуйте, покоящиеся во прахе, ибо роса рассветная – роса Твоя, и земля исторгнет мертвых» (потому и появилось пожелание последующих веков: «Да опустится роса оживления в месте его упокоения»).
Плоть каждого соединится со своей душой для жизни; земля Израиля чудесным образом расширится, и никто не будет страдать от недостатка места.
Существует предположение, что все воскреснут в том виде, какими были в момент смерти: старик оживет стариком, младенец – младенцем, чтобы не сказали маловеры: «Это другие создания сотворены». Но затем Господь омолодит старых людей, и умножаться будут, «как трава на земле»: слепые прозреют, глухие услышат, хромые заскачут газелями.
Мидраш утверждает, что сначала восстанут из мертвых похороненные в Иерусалиме, следом за ними оживут погребенные в Эрец Исраэль‚ а тела евреев, разбросанные по всему миру, передвинутся подземными путями в Святую Землю и там оживут.
Немало захоронений прежних времен вырублены в скалах возле Иерусалима, в ущелье Кидрон и на Масличной горе, чтобы при воскрешении оказаться среди первых; по той же причине приезжали отовсюду старые люди – провести остаток жизни и быть погребенными в этом городе.
Даже на Аравийском полуострове, на территории теперешнего Йемена, отцы завещали детям перевезти свои останки на Землю Израиля и похоронить там, чтобы избегнуть «скитания по подземным расселинам» перед восстанием из мертвых. В разных частях света покойников хоронили ногами к Иерусалиму: дабы – восстав из могилы – они могли без промедления направиться туда.
Римский император Адриан спросил:
– Из какой части тела Бог будет воскрешать мертвых?
Ответил рабби Иегошуа бен Ханания:
– Из позвоночной кости луз.
– Откуда ты знаешь?
– Прикажи принести эту кость, – ответил рабби, – и я докажу, что справедливы мои слова.
Принесли крохотную кость, и рабби Иегошуа показал Адриану, что она не переламывается жерновами на мельнице, не сгорает в огне, не растворяется в воде; по ней ударяли тяжелым молотом, но не сумели раздробить.
Если оно так, то кость луз сохраняется веками после смерти человека, чтобы стать основой для его воссоздания в конце времен (не Божественное ли это клонирование с учетом ДНК, запрятанного в ней?).
В Талмуде присутствует утверждение: «Мертвые, которых воскресит Господь, более не вернутся во прах».
И еще полагают, что это произойдет в весенний месяц нисан.
4
Видение Иехезкеля включает подробные, до мельчайших деталей размеры Храма будущего, который будет восстановлен в Иерусалиме в конце времен, и описание службы в нем. Это занимает немало страниц в его пророчестве, – приведем несколько лишь примеров.
«В видениях Божьих привел Он меня в Землю Израиля, и поставил меня на горе очень высокой, а на ней словно бы город строящийся… И вот – муж, вид его подобен виду (блистающей) меди, и шнур льняной в руке его, и трость измерения…»;
«И измерил он двор: длина – сто локтей, и ширина – сто локтей, четырехугольный, и жертвенник – перед домом…» (локоть, мера измерения – около половины метра);
«Длина зала – двадцать локтей, и ширина – одиннадцать локтей, и по ступеням поднимаются к нему…»;
«Четыре стола для жертвы всесожжения из тесаных камней; длина – полтора локтя, и ширина – полтора локтя, а высота – один локоть…»;
«Сказал Он мне: сын человеческий, вот место престола моего и место ступней ног Моих, где обитать буду Я среди сынов Израиля вечно…»
Последняя строка этой части пророчества Иехезкеля – о тех временах, когда Иерусалимский Храм займет свое место: «И имя города со дня (того будет): Господь там».
В видениях своих увидел Иехезкель и поток родниковой воды, истекающей с Храмовой горы, – «муж», сопровождавший его, сказал:
«Воды эти текут в восточный край, и спустятся они к Араве, и войдут в море (Соленое)… и исцелятся воды… Рыба будет там разного рода, как в море Великом, весьма много ее…
И над потоком, по берегам его, с одной и с другой стороны, поднимутся всякие деревья с (плодами) съедобными; не увянут листья на них и не исчезнут плоды их, каждый месяц созревать будут новые плоды, ибо воды из Храма для них текут; и будут плоды их для еды, а листья их – для излечения».
Осталось добавить немного.
Антиох IV насильственно внедрял в Иудее греческий язык и культуру, запрещал исполнять законы Торы, пытался превратить Иерусалимский Храм в храм Зевса.
В «Книге Маккавеев» сказано, что девяностолетний «книжник» Элиэзер не пожелал исполнять обычаи идолопоклонников и есть свинину, запрещенную еврейским законом, – за это его подвергли истязаниям, и он погиб «под ударами».
Такая же участь постигла семерых братьев, учеников Элиэзера, которые тоже отказались есть свиное мясо и приносить жертву языческим богам, – повелением Антиоха их подвергли мучительным пыткам и убили на глаза у Ханны, их матери.
Перед смертью один из братьев заявил Антиоху:
– Ты, мучитель, лишаешь нас этой жизни, но Царь мира воскресит нас, погибших за Его законы, для жизни вечной.
Подобное сказал и другой брат:
– Принимающий смерть от рук человеческих возлагает надежду на Бога, который воскресит, – тебе же (Антиох) не будет возврата к жизни.
Мать поощряла сыновей и говорила им:
– Творец мира… опять даст вам дыхание и жизнь, потому что вы не щадите себя ради Его законов.
*** *** ***
Пророчества Иехезкеля упоминают также описание границ на Земле Израиля после прихода Машиаха и размеры наделов для каждого из двенадцати колен:
«Так сказал Господь Бог: вот граница, по которой вы разделите страну в наследие двенадцати коленам Израиля… Себе и пришельцам, живущим среди вас, которые родили детей у вас; и будут они у вас как коренные жители среди сыновей Израиля…
В том колене, где пришелец живет, там дадите наследие ему, – слово Господа Бога».
*** *** ***
Из Библии известны случаи, когда пророки оживляли умерших. Первым из них был Элиягу, который воззвал к Господу:
«Неужели вдове, у которой я живу, Ты причинишь пагубу, умертвив сына ее? И простирался он над мальчиком трижды, и взывал к Господу, и говорил: Господи, Боже мой, прошу – (пусть) возвратится душа этого мальчика в него!
И услышал Господь голос Элиягу, и возвратилась душа этого мальчика в него, и он ожил. И взял Элиягу мальчика… отдал его матери его, и сказал Элиягу: смотри, жив сын твой!»
Пророк Элиша тоже воскресил ребенка в Израиле.
«И приложил (Элиша) уста свои к его устам, и глаза свои к его глазам, и ладони свои к его ладоням, и простерся над ним. И потеплело тело мальчика… и открыл мальчик глаза свои».
*** *** ***
Снова – из рассказов на идише.
Портные в местечке перебивались случайными заработками, и один из них сказал:
– Единственная надежда – на воскрешение из мертвых.
– Разве это поможет? – спросил другой.
– Ну как же! Для каждого из них понадобятся новые одежды, и у нас с тобой будет много заказов.
– Но и портные восстанут из мертвых. Немалое их количество.
– Что из этого? Откуда им знать, этим портным, что принято носить в наше время? А мы сошьем всем по моде.
*** *** ***
Рабба бар Бар Хана, путешественник третьего века, сообщал:
– Как-то мы шли по пустыне и обнаружили гусей, таких жирных, что с их крыльев капал жир.
Спросил я у них:
– Не вами ли будем наслаждаться в мире грядущем?
Один помахал мне крылом, другой помахал ногой.
О будущем мире – завершающий наш рассказ.
назад ~ ОГЛАВЛЕНИЕ ~ далее