ВРАТА ИСХОДА НАШЕГО
Когда же выпустят нас?..
– В 71 году Черновицы уже ехали вовсю. Я был там и не проявил к этому никакого интереса…
– В шестидневную войну меня волновало одно: утвердят кандидатскую диссертацию или не утвердят…
– Я решаю теперь: уехать или перейти в областную партийную газету…
– И потом, вдруг, напала на меня тоска. Стало тошно при моем благополучии. Разговоры, пьянки, работа…
– У меня было ощущение, что если я этого не сделаю, то мой отец как бы и не жил…
1
Во все времена евреи срывались с насиженного места, во все времена…
У одних – флаг на мачте, ветер в паруса, горизонты отпахнутые. У других – прыщ на седалище: не усидеть. У третьих тоска невозможная, от которой бегут – не убежать.
Но главное не это. Не это – основное.
Веками повторяемое – заклинанием, верой, надеждой невозможной: «В будущем году…», «В будущем году…», «В будущем…»
Ниточка.
Вечная ниточка.
Малая, невесомая, через моря и страны.
Которую не ощущаешь до первого ее натяжения.
А натяжение слабое, прерывистое: не всякий и уловит его, не всякий догадается…
Но приоткрылись двери, закрытые, казалось, навек, и продувной сквозняк просвистел над ухом кондукторским свистком, вызывая раздражение, нетерпение и озноб.
Одним на радость, другим на горе, третьим на вечное нерешительное раздвоение. И кому-то уже неуютно, непривычно на свежем воздухе после усыпляющей духоты закрытого помещения.
И кому-то не хватает этой малой порции, чтобы вздохнуть полной грудью через широко распахнутые двери.
Евреи всегда были максималистами.
Мы вылезаем поодиночке через неширокую щель, кое-как, с ободранными боками, малыми, регулируемыми порциями, и зашевелилось еврейство, заволновалось, проснулась доселе дремавшая, никогда не умиравшая тяга вечных странников в их нескончаемом возвращении на Родину.
Этого беспокойства хватит теперь надолго.
Этим волнениям не утихнуть и после нас.
Еще больше задумаются одни. Еще сильнее станут ловчить другие. В нынешних обстоятельствах тень наброшена и на них.
Тень наброшена на самых правоверных.
«В разгар очередного спора: ехать или не ехать, задумчивый мужчина с осанкой патриарха спросил, вдруг, заинтересованно:
– А те, кто остается, будут как-то отмечены? Что они получат за это, те, кто остается?..»
2
Всё началось с того, что я стал собирать документы.
И сразу ощутил неловкость.
Бейте меня, клеймите меня, закидайте камнями за это, но было неловко пойти за справкой или за копией документа.
Потому что везде – в конторе, у нотариуса – надо было сообщать истинную причину, громко и ясно: «для выезда на постоянное жительство в государство Израиль».
Я честно называл причину, – куда денешься? – и ёжился от удивленных, насмешливых или равнодушных взглядов.
Поверьте на слово: мне было стыдно за себя.
Еще поверьте: я боролся с собой.
Легко сказать гордо, во весь голос: «Я – русский!» Трудно, не всякому доступно: «Я – еврей!»
Как долго вбивалась эта боязнь!
Как глубоко сидит: в крови, генах, в подкорке!
И как быстро мы от нее избавляемся: без оглядки, без шепота и опаски – назвать свою национальность.
Еще раз, еще и еще…
Свою национальность!
«На собрании присутствовало 150 человек. Никто из сидящих в зале даже не пытался остановить эту ревущую толпу:
– В фашистское государство захотел?..
– Провокатор!..
– Плюет нам в лицо!..
– Поставить его к стенке!..
– Отправить в тундру!..
– Давить их!..
– Давили и будем давить!..»
«Народная артистка СССР Колпакова говорила о «преступлении и измене в театре»; народная артистка Нинель Кургапкина отказалась танцевать с «изменником»; народный артист Викулов говорил о «преступлении в храме любви и творчества»; педагог Каплан: «Мы его породили, мы должны и убить…»
Потом я подал документы.
Я подал все документы, которые требовались.
Сброшена маска. Выявлено нутро. Тайное стало явным.
И ко мне сразу пошли знакомые.
Их было много. Иногда по два на день. Они садились в кресло, глядели с диковинным изумлением, жадно вытягивали подробности.
И каждый непременно спрашивал:
– Почему ты едешь? Ну, почему? Тебя обидели? Тебя ущемили? Такая квартира! Такие возможности!
Ну почему ты едешь?..
Сначала я пробовал объяснять. Принятое решение распадалось на мелкие причины и неубедительные доводы, каждый из которых не заслуживал ни малейшего внимания.
Тогда я перестал объяснять.
Отвечая на вопросы примерно так:
– Каждый живет со своим отношением к миру. Одни приходят к моему решению, другие – нет. И не надо убеждать. Не надо отговаривать. Пусть каждый решает за себя.
Вы едете? Счастливого пути! Вы остаетесь? Будьте здоровы!
«С этого дня мы в пути. Пусть же этот путь не будет слишком долгим!
Пусть наши дети не растут на чемоданах…»
3
Итак, я подал документы.
Я подал все документы, которые требовались, и сразу оказался без работы.
Меня отлучили от редакций журналов, издательств и киностудий.
Фамилию вырезали из титров фильмов.
Расторгли договора.
Вернули рукописи.
Кто это сделал?
Мои редакторы. Даже приятели. Которые, – будь их воля, – не лишили бы меня работы.
И я не вправе на них обижаться. Не вправе требовать невозможного.
Потому что и сам вряд ли способен на такое.
Одно дело, написать в газете или выступить на собрании. Тут поймут однозначно: человек подневольный, человека обязали. Другое дело – сказать вслух, в компании.
Не каждый рискнет.
И не в каждой компании…
Но сколько оказалось знакомых и совсем незнакомых, что предлагали помощь свою и поддержку.
Сколько у моей семьи оказалось друзей: я и не подозревал!
Может, ради одного этого стоило подать заявление о выезде.
– Стариков я еще понимаю. Но есть среди вас молодые, которые, дескать, хотят ехать на родину, изучать свой древний язык. Родина? А вы ее видели? Да вам так нужен древнееврейский язык, как мне лунное затмение…
Н. А. Щелоков, министр внутренних дел СССР.
– Я этого решения не понимаю. Надо направить вас на обследование в психиатрический диспансер…»
Психиатр Семенова.
Через пять месяцев ожиданий моя семья получила, наконец, отказ.
– Ваш выезд, – сказал мужчина в милицейской форме, – противоречит государственным интересам.
Должен признаться: я даже загордился.
Если мой выезд противоречит государственным интересам, значит я чего-то стою. Без меня тут не обойтись. Интересы страны пострадают, если я покину ее и перееду в другую.
«Вот, – сказал я себе, – а ты еще обижался на них, называл неблагодарными. Видишь, тебя оценили! Это и есть признание твоих заслуг».
– Если я так нужен, – спросил мужчину в милицейской форме, – так почему мне не дают работать?
– По вопросам трудоустройства, – бодро ответил он, – обращайтесь в районные бюро.
И начались годы отказа…
Странные, даже нереальные годы, будто попадаешь в заколдованное время, в заколдованное место.
Почему-то замолкает навсегда телефон. Знакомые люди перестают здороваться при встрече или делают это через силу. Математик, которого не выпускают, работает лифтером. Физик таскает лотки с хлебом в булочной. Учитель ходит с гаечным ключом по бойлерной.
Заколдованное время…
Заколдованное место…
Прошлое отняли, будущего лишили, и настоящее наше перестало быть настоящим.
Я прожил его, это время, иногда храбро, а иногда не очень – но никогда не проклинал их, эти годы, что выпали на долю нашей семьи. Ведь это тоже жизнь, часть жизни: как же от нее отказаться?..
Что делает еврей, получив отказ?
Естественно, начинает жаловаться. Писать письма и бегать по начальству.
Опытные люди говорят: «Не надо». Опытные люди твердят: «Пустое».
И я понял: меня нет! Нет меня здесь, и уже не будет.
Я подал документы и с этого момента перестал для них существовать. Проживи еще год, три, пять лет безвыездно – меня не заметят, не выслушают, не ответят.
Мы в пустоте. В капсуле. Отторгнутые от общества, от законов и правосудия.
Люди без будущего, которых никто не примет в кабинете. Никто не выслушает. Только мужчина в милицейской форме, который скажет в лучшем случае: «Ждите». Или: «Через год пересмотрим». Или: «Что вы тут ходите, мешаете работать? Надо будет – вас вызовут».
Они к нам привыкли. Да-да, они привыкли к нам, люди в милицейской форме. К нашим протестам. Демонстрациям и голодовкам. Это раньше они нервничали и суматошились. Прошло время – накопился опыт. А с ним – уверенность. С ней – безнаказанность.
И отпускают часто не самого активного, держат подолгу не самого им нужного, а главное – нет обнародованных правил, и мы не знаем даже, кто решает нашу судьбу, где, на каком уровне.
Можно сражаться с ветряными мельницами, но нельзя сражаться с пустотой.
Они привыкли к нам, люди в милицейской форме, и мир, к сожалению, привыкает тоже.
«Да, вас не отпускают. Оставляют без работы. Сажают в тюрьму… Но ведь уезжают другие. И их много. Потерпите еще. Подождите. Придет и ваша очередь».
Мы ждем.
Мы терпим.
Более того: мы вытерпим.
Только матерям нашим, что волнуются за нас, не позавидуешь.
Да отцам нашим.
Да еще самим себе…
4
«Нет страны, приютившей евреев, которую не отблагодарили они трудом своим. Что же получали евреи взамен? Если все жили сносно, они в страхе ожидали других времен. И когда они наступали, евреи знали: пришел их смертный час, и тогда прятались или убегали из страны.
И кто бежал, начинал всё сначала.
И кто не мог бежать, погибал.
А кто хорошо прятался, дожидался других времен…»
«И пусть без приюта брели они по земле – у Бога каждому нашлось место. И пусть их прах развеян по миру, память о них жива. В наших жилах – их кровь, слезы наши – их слезы…»
Но мы ждем.
Мы ждем, а время идет.
Время идет, и меняются ценности.
В первые месяцы мы суетимся, бегаем, запасаем на отъезд. В первые месяцы мы нервничаем и переживаем, что нельзя взять с собой то или это, – но проходит год, и несущественное спадает пустой шелухой.
Вещи! Какое значение могут иметь вещи? Пока они пропускают души через таможню, нам нечего беспокоиться.
Отпустите нас голыми, с набедренной повязкой ради приличия, и мы побежим босыми ногами в аэропорт Шереметьево.
Отпустите нас голыми!..
И отпускают.
Отпускают евреев из России.
Течет к вокзалам и аэропортам негустой ручеек.
Едут евреи, едут и едут, а мы остаемся! Ждем и надеемся. Надеемся и ждем.
По утрам мы бежим к почтовому ящику.
Мы заглядываем в темное его нутро, в невозможной надежде на долгожданное известие, но ящик пуст. Ощущение такое, как у бегуна на низком старте. Ты присел, собрался, судья поднял стартовый пистолет, но почему-то не стреляет.
Может, он ждет, когда ты расслабишься, чтобы от неожиданного выстрела сделать тебя заикой или уложить на старте с разрывом сердца? А, может, у него неисправный пистолет? Кто его знает…
По субботам мы идем к синагоге.
Синагога – это единственное место, где можно узнать новости, выслушать невероятные слухи, утешиться, огорчиться и приободриться под бдительным взором агентов.
Телефоны отключены, на почту надежда слабая, слухи – единственная связь с миром. И если прежде проговаривали: «Киссинджер и Джексон… Джексон и Киссинджер», то теперь миленькие еврейские девочки выговаривают пухлыми губками: «Картер и Венс… Бжезинский и Картер…»
На кого-то надо надеяться человеку, когда надеяться не на кого!
– Евреи! Знаете, евреи, кто вы? Вы предсказатели погоды. Выпускают вас – потепление. Держат – похолодание. Не будь вас, как они там, на Западе, узнают про здешнюю погоду?
Гордитесь, евреи! Вы барометр! Если бы евреев не было, стоило бы их выдумать…
Уезжают наши друзья, исчезают старые знакомые и первые встречные, новые люди толкутся у синагоги. Не успел познакомиться, как пора прощаться. Не успел подружиться – их уже нет.
А мы прощаемся и прощаемся, ходим на проводы, пьем за здоровье водку и таскаем на таможню чужие чемоданы, машем привычно руками и задираем головы вслед улетающим самолетам, чтобы возвратиться назад из Шереметьева, из проклятого, заманчивого, недостижимого Шереметьева.
А мы всё прощаемся и прощаемся…
Когда же, наконец, будем здороваться?
Я подумал однажды ночью: они меня не выпускают. Не выпускают? Ладно, я потерплю. Но имеет ли кто-нибудь с этого кусочек удовольствия? Крошечный кусочек?
Подумал той же ночью: нет, никто не имеет.
Вот он, этот человек, который меня не выпускает. Обобщенный тип, соединивший в себе начальников с подчинёнными.
Ах, как его жалко!
У него же вечные отрицательные эмоции.
Он имеет дело с неприятными ему людьми, которые хотят понять, почему их не выпускают, и которых он не может по-простецки послать подальше.
Ах, как ему плохо!
Он в вечном раздвоении. Потому что его задача – не выпускать, сбивая волну, а его мечта – открыть двери и выкинуть их, то есть, нас, к чертовой матери!
Он не получает даже удовольствия от придуманных им административных мер. По той же причине. И от чудовищных денег, которые мы должны заплатить за выезд. Они – не ему. И от ущемлений на таможне, чтобы ничего не могли вывезти.
Как ни ущемляй, а они всё равно уедут, те, кого неохота выпускать, те, от кого хотелось бы поскорее избавиться.
Вечная раздвоенность. Вечная неудовлетворенность. И от того – неврозы, несварения желудка, обморочные головокружения.
Нет, эта работа не для слабых!
Ах, как мне жалко его, ах, ах!
Уж если меня не выпускают, пусть хоть он получит с этого кусочек удовольствия…
Но если никому нет радости, так зачем же они меня держат?..
– Первые три года в отказе – это полезно…
То, что я узнал, почувствовал, пережил – большой опыт. Потом он уже не набирался: всё попробовал, всё увидел. Но первые три года – в самый раз!
Чтобы понять, что за свободу надо платить, и кто получил просто так, тот ее не ценит.
5
Еще я подумал однажды ночью.
Моего деда схоронили в Москве, на еврейском кладбище в Дорогомилово, где теперь гостиница «Украина».
Всё, как надо, с памятником и надписью по-еврейски. Перед самой войной кладбище решили вынести из города, и разослали повестки на перезахоронение. Кто пришел за своими, а кто не пришел.
Невостребованных перевезли в Востряково, захоронили сообща. Востребованным давали отдельные места, и моего деда похоронили заново, поставив на холмик временную табличку с номером.
Памятник перенести не успели, как началась война…
Могилу моего деда мы не нашли. В войну на этом месте обучали солдат, которые всё затоптали.
Ни таблички, ни холмика, ни памятника…
Могила моей бабушки есть. Она лежит в Востряково, за оградкой. У нее всё в порядке.
Говорят, что евреи Испании уносили в изгнание могильные плиты своих близких. Их выгоняли – мы уходим сами. В этом наша разница. Они уходили навсегда, мы – тоже. В этом – общее.
Всё повторяется.
Всё.
И заплакала мать, которая не могла уехать…
И зарыдала дочь, которая не могла остаться…
И проклял кого-то отец…
И дед благословил…
И бабка плюнула вослед…
И спасся кто-то от подозрений…
И умер кто-то от печали…
И воротился некто назад, выпросив на то соизволение свыше…
А мы сидим и ждём. Жизнь у нас вокзальная. Прошлого нет, будущее не наступило, и поезд невыносимо запаздывает…
Два года ожиданий.
Три и четыре.
А у кого-то пять, семь, двенадцать…
Юбилеи! Сплошные юбилеи!
Вот только сердце болит, подлое. Сердце наше отсчитывает свой срок…
Чокнемся, братцы, валокординчиком!
назад ~ ОГЛАВЛЕНИЕ ~ далее